Войти в почту

Торговые центры могут возродиться, но «русские Гавайи» это не спасет

Пожар на огромном складе Wildberries в Ленинградской области, вспыхнувший 13 января принес ущерб в 10-11 миллиардов рублей, что говорит об огромном обороте маркетплейсов в России. И в ближайшие годы онлайн-площадки ожидает только рост.

Торговые центры могут возродиться, но «русские Гавайи» это не спасет
© Свободная пресса

Россия будет прирастать интернет-торговлей – по прогнозам экспертов в 2024 году свыше 25% ритейла в нашей стране уйдёт в онлайн, есть и более смелые оценки. Правда, значительная часть данного прогресса придётся на замещение традиционных каналов продаж, то есть традиционных магазинов. И основными точками роста по-прежнему станут крупные города и их ближайшие окрестности. Тогда как в провинциях существенных улучшений со снабжением товарами не ожидается.

19% от всего российского рынка ретейла или около 7,9 трлн рублей, рост на 38% – таковы предварительные оценки электронной торговли в РФ за 2023 год от компании Data Insight. Впрочем, не все настолько оптимистичны, приводятся и более скромные цифры.

«Электронная торговля в этом году продолжила свой рост, темпы немного замедлились, но тенденция сохраняется. По данным аналитиков «МоегоСклада», за 11 месяцев 2023 года продавцы в интернете увеличили выручку на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Декабрь эту цифру скорее всего еще немного увеличит, так как традиционно на него приходится основной пик продаж. Драйвер роста по‑прежнему – маркетплейсы, они увеличили обороты на 27%. Интернет‑магазины выросли на 8%.

Я солидарен с большинством аналитиков, которые прогнозируют, что рост e‑commerce продолжится еще около пяти лет, хотя темпы продолжат снижаться, что мы и наблюдаем второй год подряд. При этом рост новых компаний малого и среднего бизнеса в 2023 году бьет рекорды. Аналитики называют увеличение на 70% количества новых розничных компаний за 9 месяцев уходящего года по сравнению к прошлому», – считает сооснователь сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев.

Тем не менее, 30% или даже чуть больше – отличный результат. И даже если в 2024-м рост составит всего 25%, тоже будет чем похвастаться.

Особенно если при этом закрыть глаза на очевидные проблемы российской торговли в целом и её электронной составляющей в частности. Но если не закрывать, ситуация уже не покажется столь радужной и оптимистичной. 25% торгового оборота России в интернете может и не получиться.

По всей стране закрываются торговые центры, кое-где таковые уже начали сносить – в нынешних условиях они нерентабельны. «Тучные годы» позади, покупательная способность населения стремительно падает, и все ищут товары с минимальной наценкой.

Ориентируясь, в том числе, отпускные цены производителей и на тот же «Алиэкспресс». Переплачивать никто больше не хочет. Да и не может.

«Серьезная проблема заключается в том, что на площадях торговых центров сегодня по закону нельзя размещать промышленные предприятия даже низкого класса опасности – например, швейные производства, сортировочные центры. Между тем в таких площадях существует большая потребность. Многие ТЦ расположены удобно географически и логистически, но при этом простаивают, несмотря на очевидный дефицит помещений для промпредприятий в регионах», – говорит вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Елена Бодрова.

В переводе на русский: ТЦ больше не нужны, совсем, нужно их перепрофилировать в заводы-фабрики или склады. Иначе им хана. Соответствующие предложения направлены в Минэкономразвития.

То есть вместо них будут пункты выдачи интернет-магазинов и прочих «маркетплейсов». Что, собственно, уже есть. Покупательская аудитория ушла в онлайн, магазины опустели и продолжают терять свою аудиторию.

С одной стороны, можно порадоваться за интернет-торговцев. С другой – сильно удобней не стало. Если какие-нибудь запчасти для ТО автомобиля выгодней и удобней покупать по интернету, то, к примеру, обувь нужно мерить. И вовсе не факт, что вам сядет на ногу и понравится даже пятая-десятая пара. Магазины должны быть всякие разные – и «живые», и в Рунете. Пока же у онлайн-торговли преимущество только за счёт дешевизны – им не нужно платить бешеную аренду.

Ситуация может кардинальным образом измениться после того, как на рынке недвижимости пройдут существенная коррекция цен. Она неизбежна, и должна привести к кратному падению ставок аренды. Что непременно скажется на темпах роста интернет-торговли. Иными словами, конкурентоспособность обычных магазинов вырастет!

Ещё одна опасность для роста – логистические проблемы. В других странах они тоже есть, но масштабы несколько иные. Например, опытные пользователи еВау знают, что даже при доставке по США есть ограничения – на Аляску и на Гавайи многие товары не отправляют. Далеко и неудобно. А в России эти самые «Гавайи» начинаются уже в 50 км от МКАД или границ иного крупного города...

«У нас в Нагорье Wildberries нет, имеется только Ozon. Правда, толку от него немного – выбор доступных товаров очень ограничен. К нам сюда, в общем-то, почти ничего не хотят везти. Говорят, что проблемы с доставкой, причём никаких улучшений нет и не предвидится. Мы, покупатели, можем и подождать подольше – лишь бы товар доставили. Но что-то тут пока глухо, ассортимент не расширяется», – рассказывает житель Ярославской области Сергей.

Село большое, около 2000 человек – почти райцентр. Перекрёсток дорог на Переславль-Залесский и на Сергиев Посад в одну сторону, и на Углич – в другую. То есть отличная транспортная доступность. Единственная АЗС на всю округу, единственный рынок. В общем, местный «центр географии». Но товары туда не везут, как вариант – пункты выдачи в Переславле (50 км) или в Посаде (80 км). Углич не вариант, туда тоже ничего не хотят доставлять.

И так – по всей стране, причём чем больше расстояния, тем меньше выбор товаров. Маркетплейсы ссылаются на проблемы с логистикой, напирая на то, что доставлять покупки в отдалённые населённые пункты просто невыгодно.

Особенно учитывая случившийся осенью рост цен на дизтопливо и постоянно усугубляющийся дефицит водителей. Ведь грузовых машин всем нужно всё больше и больше. Не только торговле, вообще всем, альтернатив по грузоперевозкам, в общем-то, больше нет.

Летом прошлого года Ozon объявил о поддержке своих франчайзи в малых городках, Wildberries строит новые склады по всей стране, в том числе во Владимирской области, и не только. Всё это, конечно, хорошо, но проблему логистики никак не решает.

«Авито» пытается решить проблему при помощи постоматов, установленных в магазинах X5 Group. Покупки с маркетплейса туда доставляются вместе с машинами, которые привозят продукты. Они же забирают посылки, заложенные продавцами. Вроде как интересное решение, но оно годится далеко не для всех видов товаров. Да и работает система пока очень плохо, отзывы на её работу найти несложно, и они ужасают.

Есть, конечно, «Почта России», у которой по всей стране аж 40 тысяч отделений, но с этой структурой по понятным причинам никто не хочет связываться.

Проблемы защиты персональных данных, всевозможных мошенничеств, а также опасностей со стороны госрегулирования (тот же налог на оборот в пользу «Почты России», который продолжают лоббировать) меркнут перед логистикой. Данную проблему на российских просторах нужно решить только комплексно, в интересах не только интернет-торговли, но и всей экономики.

Никто не хочет связываться с железными дорогами – РЖД де-факто ни за что не отвечает, устанавливает непомерные тарифы и вообще является государством в государстве. Именно поэтому все шоссе просто забиты фурами, хотя дороги можно было бы сильно разгрузить. И высвободить массу столь востребованных в перевозках грузовиков. Да и в целом «чугункой» быстрей и безопасней. Теоретически. Как это сделать практически – непонятно.

В РФ производится в два раза больше солярки, чем страна потребляет, но цены на неё непомерно высокие – она дороже 95-го бензина. Однако власти это почему-то устраивает, хотя впереди посевная, и урожай-2024 по этой причине уже под большим вопросом. Да и все остальные отрасли тоже страдают, интернет-торговля – не исключение.

И, наконец, в стране нет доступных и экономичных отечественных малотоннажных авто, которые могли бы решить проблему «малой логистики». «Газель NEXT» с китайским дизелем Foton стоит от 3,5 млн рублей, да и её эксплуатация крайне затратна – в целом тут менее 30% отечественных деталей. Налаживать производство автокомпонентов даже не собираются, поэтому и тут глухо как в танке – народного грузовичка тоже не будет.