Схватка сверхдержав: трофеи могут достаться банановым республикам
В далеком, но при этом почти родном бананово-цветочном Эквадоре неспокойно. Бандиты захватили телестудию, а перед этим в местных тюрьмах вспыхнули мятежи, во время которых одни заключенные бросились вешать надсмотрщиков, а которые поумнее просто сбежали, как например два босса местной мафии Los Choneros. И все это неожиданно совпало с предложением Госдепа США поменять российское вооружение эквадорской армии на американское!
А ведь Эквадор близок нам не только телевизионной картинкой на расстоянии вытянутой руки, но и бананами на прилавках наших магазинов шаговой доступности. Что будет с ними? Не подорожает ли шоколад из-за недополученных какао-бобов? Опять же оттуда везут крупные, вкусные креветки к пиву, а еще полезные ископаемые, включая нефть.
Одним Эквадором дело не ограничилось. В Папуа-Новая Гвинея тоже беспорядки, погибли 16 человек, местный президент Джеймс Марапе, вслед за эквадорским коллегой Даниэлем Нобоа, объявил в стране чрезвычайное положение. А в Оманском заливе никто ничего не анонсировал, просто иранцы взяли и захватили американский танкер St Nikolas с нефтью.
Он вообще-то бывший иранский, ранее конфискованный американцами, хотя и плавающий под флагом Маршалловых островов. Все смешалось, такое ощущение, что весь Глобальный Юг кипит, как разум возмущенный.
Политолог, профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов считает, что когда идет борьба за многополярность, в схватке великих держав задействованы также их союзники с партнерами:
– А с другой стороны, это позволяет некоторым несистемным силам также проявлять активность. Ведь внимание от них, от тех же самых наркокартелей, отвлечено более серьезными задачами. На «несистемных» обращают меньше внимания, у них появляются возможности для демонстрации силы, как мы видим в Эквадоре. Но не только там. Не так давно в соседних Колумбии и Перу произошли вылазки экипированных и подготовленных боевиков местной наркомафии. В Мексике тоже ряд районов находится под властью картелей.
«СП»: Когда в мире начинается разогрев ситуации, это касается не только ведущих игроков, но и другие пытаются воспользоваться моментом, чтобы улучшить свое положение?
– Да, в мире есть тяжеловесы типа США, Китая, Европы и России. Но есть и другие заинтересованные стороны, действующие на своем региональном уровне. Например, Венесуэла намерена вернуть себе спорные с Гайаной нефтеносные территории.
Поэтому сейчас и Ближний Восток заполыхал: Сектор Газа, хуситы. Мы видим активизацию «горячих точек» по всему миру.
Плюс ко всему прочему, когда идет борьба, что называется «не на жизнь, а на смерть», с привлечением огромных ресурсов, в странах это отражается на социально-экономическом положении. Поэтому мы видим протесты в Германии, во многом обусловленные тем, что нынешним властям не удается поддерживать привычный для немцев уровень жизни. Деньги из бюджета уходят на совершенно иные, по большому счету «субъективные» цели, типа поддержки Украины, борьбы с Россией.
Так что в глобальной турбулентности, я думаю, могут возникнуть и другие горячие точки, в которых не обязательно полыхнет. Есть же тлеющий конфликт между Арменией и Азербайджаном. В стадии обострения конфликт между Южной и Северной Кореей. Начавшийся год обещает быть весьма бурным.
«СП»: Глобальный Юг показал себя не очень единодушным в поддержке США и Запада в их борьбе против России, что было продемонстрировано при голосовании в ООН. В этой ситуации так и хочется повторить Интернет-мэм: «Совпадение? Не думаю!» Не наблюдаем ли мы месть Запада Глобальному Югу?
– Глобальный Юг поделился на немногочисленных открытых сторонников Запада, на так называемое болото, наблюдающее за развитием ситуации, которое, недолюбливая «колонизаторов», вынужденно играет по их правилам, и на значительную часть «протестантов», в той или иной форме оказывающих противодействие Америке и Европе. Это противостояние может быть как открытым и демонстративным, военно-политическим, так и экономическим.
Те же Объединенные Арабские Эмираты занимают, казалось бы, промежуточную позицию «и нашим и вашим». Но, тем не менее, вопреки давлению США с Британией, оказывают достаточно серьезную поддержку России, обеспечивая параллельный импорт.
Глобальный Юг наблюдает за тем, как закончится СВО.
Победит Россия – и западная политическая конструкция, созданная в предыдущие десятилетия, начнет рассыпаться на глазах. Поэтому Запад, невзирая на проблемы, и поддерживает Украину. В противном случае победа России может послужить триггером для пересмотра реалий на глобальном уровне.
«СП»: Можно ли вообще сравнивать положение в Эквадоре, Оманским заливе и тем более в Папуа-Новая Гвинее? С одной стороны, они очень далеки. Но, с другой, и тут, и там добывают полезные ископаемые (в Папуа – сырье для производства алюминия). Не стоят ли за этими событиями экономические интересы?
– Да, Эквадор – это задний двор США, а Папуа-Новая Гвинея располагается вдали от большой политики. Конечно, американцам интереснее своя «банановая республика». Хотя борьбу за ресурсы никто не отменял. Это мы видим на примере и Африки, и того же Донбасса, где борьба идет не только за умы и сердца, но и ... за литий, за сланцевый газ, который можно добыть методом гидроразрыва пласта, за антрацит. Нельзя сбрасывать со счетов соль. А кто-то даже называет уран и еще много чего интересного.
Украина представляет собой плодородную территорию, которую на корню скупила по дешевке американская компания BlackRock.
Борьба за ресурсы идет по-прежнему, но ведь можно победить в какой-то частности и проиграть в главном. Политика нынче определяет в мире пути развития больше, чем экономика. Сейчас почти как в покере пошла «игра ва-банк». Все деньги поставлены на кон. Времена тактических мелких укусов противоборствующих сторон завершились в 2014 году…