Как кризис в Красном море может подорвать мировую экономику
Эскалация насилия в Красном море после авиаударов США и Британии привела к фактическому закрытию одного из основных мировых торговых маршрутов для большинства контейнеровозов - судов, которые перевозят все, от автомобильных запчастей до тягачей, из одного уголка земного шара в другой.
Американские и британские войска повысили ставки в четверг, когда они нанесли удар по более чем 60 объектам хуситов. Министр обороны США Ллойд Остин, командовавший воздушной операцией из госпиталя, сообщил, что удары были нацелены на объекты, связанные с беспилотными летательными аппаратами, баллистическими и крылатыми ракетами, а также прибрежными радарами и возможностями воздушного наблюдения хуситов. Однако под огнем оказались и мирные граждане. Хуситы, поддерживающие палестинскую группировку ХАМАС, назвали нападения "варварскими" и предупредили, что продолжат атаковать корабли, направляющиеся в сторону Израиля. Эти удары "без разбора" поддержали только союзники Вашингтона и НАТО, а осудили большинство стран, в том числе, государства ближневосточного региона, которые на себе ощутят их негативные экономические последствия. На Суэцкий канал приходится 10-15 процентов мировой торговли, включая экспорт нефти, и 30 процентов мировых объемов контейнерных перевозок.
Россия заявила, что эти удары нарушают международное право и ошибочно используют резолюцию Совета Безопасности ООН, которая потребовала от хуситов прекратить нападения на морские пути. "Воздушные удары США по Йемену являются еще одним примером извращения англосаксами резолюций Совета Безопасности ООН", - заявила официальный представитель МИД Мария Захарова. По ее словам, удары продемонстрировали "полное игнорирование международного права" и "обостряют ситуацию в регионе".
Ливанская группировка "Хезболла", которая является союзником Ирана и хуситов, заявила, что агрессия США подтверждает, что Вашингтон находится в "полном партнерстве" с Израилем. Иран осудил нападение в заявлении официального представителя МИД Насера Канаани. "Произвольные нападения не принесут никакого результата, кроме усиления нестабильности и безопасности в регионе", - сказал он. В Пекине официальный представитель МИД Китая Мао Нин призвала страны не нагнетать напряженность в Красном море. Оман, долгое время являвшийся региональным посредником США и Запада с Ираном, осудил авиаудары. Он назвал нападение "серьезной проблемой, в то время как Израиль продолжает жестокую войну и осаду сектора Газа без ответственности и наказания".Министр иностранных дел Иордании Айман Сафади заявил, что израильская агрессия в Газе и продолжающееся совершение ею военных преступлений против палестинского народа и безнаказанное нарушение международного права несут ответственность за рост напряженности, наблюдаемый в ближневосточном регионе.
По мере эскалации кризиса в Красном море и ближневосточном регионе негативные последствия для мировой экономики только возрастут, отмечают эксперты CNN. Tesla, принадлежащая американскому миллиардеру Илону Маску, приостанавливает большую часть производства на своем большом заводе по производству электромобилей в Германии, поскольку нападения нарушили поставки запчастей. Ритейлеры предупреждают о задержках поставок, а стоимость перевозки товаров морским транспортом растет.Цены на нефть также растут: Brent и американская нефть подорожали примерно на 3 процента в пятницу из-за опасений более широкой региональной войны, которая может нарушить поставки. Энергетические рынки уже были в напряжении после того, как в четверг Иран захватил танкер в Оманском заливе.
В отчете, опубликованном во вторник, Всемирный банк предупредил, что перебои в работе ключевых морских маршрутов "подрывают слабину сетей поставок и увеличивают вероятность возникновения инфляционных узких мест". Генеральный директор перевозчика Maersk Винсент Клерк заявил в четверг Financial Times, что восстановление безопасного прохода через Красное море может занять "месяцы". "Потенциально это может иметь весьма значительные последствия для глобального (экономического) роста", - добавил он. Возросшая стоимость доставки в конечном итоге может отразиться на потребительских ценах. Как подчеркивают эксперты, если война между Израилем и ХАМАСом перерастет в более широкий региональный конфликт, последствия для мировой экономики будут совершенно катастрофическими. "В условиях эскалации конфликтов поставки энергоносителей также могут быть существенно нарушены, что приведет к резкому росту цен на энергоносители, - говорится в упомянутом отчете Всемирного банка. - Это будет иметь значительные побочные эффекты для цен на другие сырьевые товары".
По данным экспертов Capital Economics, угроза ценам на энергоносители является самым большим риском. "Хотя нынешние перебои в судоходстве сами по себе вряд ли нарушат глобальную тенденцию снижения инфляции, заметная эскалация основного военного конфликта может привести к повышению цен на энергоносители, что переложится на потребителей", - пишут Саймон МакАдам и Лили Миллард, экономисты консалтинговой компании. Центр Oxford Economics также ожидает, что инфляция продолжит снижаться, но предупреждают о риске роста цен. Если стоимость контейнерных перевозок останется на нынешнем уровне - почти в два раза выше уровня начала декабря, это может повысить мировую инфляцию примерно на 0,6 процентных пункта, полагает Бен Мэй, директор по глобальным макроэкономическим исследованиям компании.
Некоторые европейские автопроизводители перенаправили свои поставки в сторону мыса Доброй Надежды. "Это повлекло за собой более высокие затраты и задержки примерно на две недели", - сказал представитель Европейской ассоциации автопроизводителей. Ситуация на фоне авиаударов западной коалиции может ухудшиться в ближайшие недели, поскольку грузоотправители спешат вывести заказы из Китая до закрытия заводов в связи с празднованием Лунного Нового года в этой стране. На данный момент крупные порты в Европе и США, включая порт Роттердама, порт Лос-Анджелеса и порты Нью-Йорка и Нью-Джерси, испытали ограниченное воздействие кризиса на Красном море. Но они находятся в состоянии повышенной готовности к возможным последствиям кризиса в Красном море.