Александр Ермишин: О крахе проекта реанимации водоснабжения и водоотведения в Саратове

Ознакомившись со всеми 7 представленными на настоящий момент сериями «Итогов года 2023 в Саратовской области» в соцсетях губернатора, я не нашел в них никаких упоминаний про сферу ЖКХ. Это совершенно логично, поскольку иначе пойдет насмарку создаваемый роликами образ динамично развивающегося региона в котором хочется жить и рожать детей. Между тем, в комментариях под роликами граждане не сдерживают эмоции, говоря о неудовлетворительном состоянии коммунальной инфраструктуры. Безусловно, одним из итогов года стал крах проекта реанимации структур водоснабжения и водоотведения в Саратове через передачу имущества в концессию структуре, имеющей доступ к финансированию «длинными» инвестиционными деньгами пенсионного фонда. Согласно инвестиционной программе 2017 года в модернизацию инфраструктуры Саратовводоканала, переданного в концессию, планировалось вложить 13,4 млрд. рублей, причем в первые три года (2018-2020гг) – 6,2 млрд. Что мы имеем в результате? В интернете в открытом доступе, размещена подтвержденная аудиторским заключением бухгалтерская отчетность ООО «КВС-Саратов» за указанный период, из которой следует, что на конец 2022 года заемные средства в разделе «Долгосрочные обязательства» пассива баланса составляли 2,668 млрд. рублей. (https://www.audit-it.ru/buh_otchet/6450090478_ooo-kontsessii-vodosnabzheniya-saratov). Это означает, что по факту получилось привлечь лишь 43% от заявленной в инвестиционной программе суммы. Была ли инвестиционная программа сознательной дезинформацией изначально, или ресурсы страны в последние годы были перераспределены на финансирование иных расходов вы можете предположить самостоятельно. Между тем, тарифы для населения исправно росли в соответствие с концессионным соглашением, и выручка компании за 2022 год превысила 3 млрд. рублей. Логику составленного таким образом концессионного соглашения вы также можете оценить самостоятельно. Между тем, необходимые инвестиции в городские сети водоснабжения и водоотведения на самом деле существенно больше заявленных в 2017 году 13,4 млрд. рублей хотя бы потому, что большая часть имущества либо числилась, либо числится до сих пор в «бесхозяйных коммунальных объектах», а значит ни в какую концессию не передавалось, в экономических расчетах не участвовало, и о его состоянии можно только догадываться. Яркий пример – КНС в поселке Изумрудный. Как следует из полученного мной ответа, «в конструкции канализационной насосной станции имеется ряд недоработок», «насосное оборудование выработало свой технический ресурс» (когда успело?), «необходимо выполнить реконструкцию». И наконец. «В бюджете муниципального образования «Город Саратов» на текущий (2023) год расходы на выполнение мероприятий по приведению в надлежащее состояние данного объекта не предусмотрены. Учитывая отсутствие собственных средств МУП «Саратовский коммунальный комплекс» (СКК), выполнение ремонтных работ возможно в 2024 году при условии выделения финансирования за счет средств бюджета». В частном разговоре со мной высокопоставленный чиновник городской администрации обозначил два варианта решения вопроса с неработающей КНС в Изумрудном. Либо КНС остается в ведении МУП «СКК» и ждет бюджетного финансирования сначала на разработку проектно-сметной документации, а потом и на реконструкцию, либо передается в Саратовводоканал и получает возможность финансирования из текущей деятельности (из той самой годовой выручки порядка 3 млрд. рублей наших с вами коммунальных платежей). Теперь вопрос. Сколько такого имущества в управлении МУП? Сколько до сих пор числится в «бесхозяйных»? Хуже того, существующая практика нового строительства в городе изначально предполагает попадание в потенциально «бесхозяйные объекты» всей инфраструктуры от внешней границы здания до точек ввода в существующие коммунальные сети. (Я анализировал это подробно ранее). Как чиновники планируют приводить в порядок коммунальную инфраструктуру, учитывая, что по условию о расторжении концессионного соглашения муниципальный бюджет приобрел обязательства выплатить бывшему концессионеру 2 с лишним миллиарда рублей компенсаций за сделанные инвестиции? Я полагаю, что, учитывая вышесказанное, и фокус внимания, и целеполагание, и приоритеты бюджетных расходов в 2024 году и на обозримую перспективу должны быть смещены на решение обозначенных проблем. Если говорить в терминах национальных проектов, то «Безаварийное ЖКХ» и «Чистые реки России» — это то, что должно быть осмыслено, переведено в миллиарды, а возможно и триллионы рублей финансирования и реализовано в стране, в которой я и, надеюсь, большинство из нас собирается жить.

Александр Ермишин: О крахе проекта реанимации водоснабжения и водоотведения в Саратове
© Новости Саратова