Войти в почту

Какие горизонты кооперации открываются перед Беларусью в Приморском крае

Приморский край, который становится парадными воротами России для экономики дальневосточного региона, заметно выдвигается и в число наиболее перспективных партнеров Беларуси, констатируют экономические обозреватели.

Какие горизонты кооперации открываются перед Беларусью в Приморском крае
© Российская Газета

И, несмотря на то, что за истекшие пять лет товарооборот между Минском и Владивостоком увеличился в шесть раз, а сумма торговли сторон оценивается в 300 миллионов долларов, резервы для наращивания экономической "мускулатуры" еще далеки от совершенства.

Ведь через территорию российского края, отмечают эксперты, на которых ссылается издание sb.by, может осуществляться значительная часть торговли с КНР, а порт Владивостока видится точкой, сопрягающей авиационные и автомобильные потоки с маршрутами Транссиба и Северного морского пути.

Уже активно идет на Дальнем Востоке строительство транспортно‑логистической инфраструктуры, продолжается проектирование и возведение новых портов с общим грузооборотом до ста миллионов тонн. Вот почему белорусские эксперты утверждают, что стратегия Синеокой заключается в сопряжении программы развития Приморья с собственными перспективными планами, а промышленное сотрудничество и поставки белорусской техники становится первостепенной задачей взаимодействия.

Кстати, в настоящее время в Приморье уже работает дилер белорусских марок, у которого можно приобрести продукцию МТЗ, МАЗа, "АМКОДОРа" и "Бобруйскагромаша". Генеральный директор дилерской компании "Минские тракторы" Сергей Климов не сомневается в успешном развитии данного направления, тем более, что тракторная техника пользуется спросом при соответствующем гарантийном обслуживании. И дилер завода "АМКОДОР" придерживается аналогичного мнения, особенно после ухода с рынка западных конкурентов.

И хотя до сих пор тематика продаж белорусских машин на Дальнем Востоке еще требует дополнительных согласований, но с учетом хорошей репутации продукции белорусских машиностроителей, в регионе открываются большие возможности, полагает и глава дипломатической миссии в России Дмитрий Крутой.

По его оценке, принятые в российском регионе программы по ликвидации последствий наводнений и активному участию белорусов в дооснащении техникой местных компаний, "можно говорить, что необходимый минимальный порог поставок будет превышен". Тем более, добавил посол, что в Приморье уже сформированы планы по большинству белорусской техники, которые не только подписаны, но и стабильно исполняются.

Следует напомнить в этой связи, что перспективными планами Союзного государства, констатируют новостные порталы, планируется значительно увеличить численность населения Дальнего Востока и полноценно освоить эту территорию. Ведь за десять лет здесь уже реализовано более трех тысяч инвестпроектов и создано 150 тысяч рабочих мест. По сути, весь регион должен представить собой своего рода преференциальную зону как для инвестора, так и для жителей края.

Еще одной из важных тем для сотрудничества партнеры называют поставки белорусского продовольствия и обратный импорт дальневосточных морепродуктов. В минувшем сентябре белорусские фуры уже доставили несколько сот тонн продукции на ярмарку в Хабаровск, а в обратную дорогу перевозчики загрузились рыбой и иной морской продукцией для отечественного ретейла.

Словом, в Минске видят необходимость в создании долгосрочных проектов партнерства с Приморьем во всех отраслях. К примеру, в ходе встречи Дмитрия Крутого с губернатором Магаданской области Сергеем Носовым рассматривалась возможность встраивания белорусских экспортеров в перспективные цепочки транзита и по Северному морскому пути, и даже предоставление белорусам собственного порта с привязкой к Северному морскому пути.

Губернатор Приморского края, рассказал белорусский посол, полагает, что любой вариант возможен: прямое белорусское участие, стопроцентно белорусский порт, доли 50/50, совместная деятельность, совместное инвестирование, совместная прибыль и так далее.

Ни для кого не секрет, что белорусское продовольствие весьма востребовано на Дальнем Востоке и конкурентно, "несмотря на огромное плечо перегона". Минувшим летом большой интерес проявили жители Владивостока к продукции оптово‑распределительного центра "Приморский", в котором под товары с белорусской маркой было отведено несколько павильонов, от молочной продукции до колбас и деликатесов.

В принципе, логистическая взаимосвязь партнеров по Союзному государству - сложная, но очень перспективная задача. И глава Приморского края на переговорах с минской делегацией он четко озвучил приоритеты взаимодействия - поставки техники, логистика, обмен товарами народного потребления и продовольствием, услуги и гуманитарные контакты.

Он подтвердил, в частности, и о достигнутой договоренности об открытии прямого авиационного сообщения между Минском и Владивостоком. Россияне предлагают начать с отправки в Беларусь детей для участия в патриотических акциях и посещения Брестской крепости, Хатыни, музея ВОВ. А с обратным потоком туристов принять на берегу бухты Золотой Рог белорусских подростков.