Хуситы перерезали главный торговый маршрут между Азией и Европой. Чем грозит блокада Красного моря?
<p>Они поставили на паузу перевозку контейнеров, нефти, сжиженного газа и прочих грузов по главному торговому маршруту между Европой и Азией — через Красное море, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив. </p><p>Чем хуситская блокада грозит мировой торговле и как долго с ней придется мириться мировой экономике? </p><p>Повстанцы-хуситы с ноября атакуют торговые суда в Баб-эль-Мандебском проливе из солидарности с ХАМАС. Хуситы контролируют значительную часть Йемена, пользуются поддержкой Ирана и считают врагами Саудовскую Аравию, США и Израиль. Они утверждали, что их цель — израильский торговый флот, но под обстрелы дронами и ракетами попали и не связанные с Израилем суда. </p><p>Пока что согласно данным Kuehne+Nagel, судовладельцы развернули более 120 контейнеровозов, на борту которых свыше полутора миллионов контейнеров. </p><p>Танкеры и газовозы не спешат вслед за ними к мысу Доброй Надежды огибать Африку. Британская нефтяная компания BP и норвежская Equinor пока лишь приостановили транспортировку нефти и сжиженного газа через Красное море в ожидании прояснения ситуации. </p><p>Балкеры с насыпными грузами и танкеры с сырьем могут переждать непродолжительный кризис на рейде, поскольку большие компании способны восполнить не приехавшие вовремя нефть или сжиженный газ другими поставками. Контейнеровозы же перевозят в основном потребительские товары и оборудование. Для них сроки доставки и своевременная разгрузка имеют критическое значение. </p><p>Европа импортирует морем из стран Азии и Персидского залива почти 15% всех товаров и сырья, в том числе 13% всей нефти и почти 22% нефтепродуктов, согласно данным аналитиков S&P Global Market Intelligence. </p><p>Атаки хуситов взвинтили цены на страховку и охрану перевозок Красным морем. В итоге фрахт подорожал на 4% всего за неделю. А путь в обход хуситских дронов лежит через мыс Доброй Надежды в Южной Африке. Он длиннее на 10 дней и 3,5 тысячи морских миль. </p><p>Новые расходы на перевозку и страхование, перебои с поставками и очереди в портах неминуемо приведут к росту цен для конечных потребителей — подорожают и бензин на заправке, и товары в магазинах. </p><p>Инфляция и так бьет рекорды после пандемии ковида и конфликта на Украине. Для борьбы с ней центробанки повысили ставки кредитов, что подрывает экономику и тормозит и без того вялый рост благосостояния в мире. Инфляция было начала остывать, но если атаки хуситов приведут к новому витку цен, он рискует отложить сроки снижения ставок и оживления экономической активности. </p><p>Все будет зависеть от того, как долго хуситы будут отпугивать перевозчиков от главного торгового маршрута между Европой и Азией. </p><p>Ведущая западная деловая газета FT уже назвала хуситскую блокаду «крупнейшим переделом мировой торговли после начала конфликта на Украине». Агентство Bloomberg прогнозирует, что нынешний кризис затмит предыдущий 2021 года, когда в Суэцком канале застрял гигантский контейнеровоз «Эвер Гивен». Судно снимали с мели неделю, а мировую торговлю лихорадило потом еще несколько месяцев.</p>