Чиновников пересадят на газ
Регионы с развитой газозаправочной сетью могут обязать закупать отечественные машины для чиновников и депутатов, работающие на газомоторном топливе, директивно установив долю таких закупок. Это следует из ответа департамента газовой отрасли Министерства энергетики на запрос депутата петербургского Заксобрания Андрея Рябоконя. Анализ рынка, в свою очередь, свидетельствует, что возможностей для этого в России предостаточно.
Отечественные и экологичные
В конце октября петербургский парламентарий Андрей Рябоконь отправил обращение премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением о приоритетном использовании госслужащими в служебных целях российских высоколокализованных автомобилей на газомоторном топливе.
«Газомоторное топливо в два раза дешевле, чем дизель или бензин. Средняя цена за один литр пропан-бутановой смеси сегодня составляет 27 рублей», — прикинул петербургский парламентарий. При расходе газа на 10-20 процентов выше, чем бензина, экономия составит около 40 процентов.
«Также существуют недорогие технологии, позволяющие быстро и эффективно переоборудовать автомобили с двигателями внутреннего сгорания на газ», — заверил Рябоконь в обращении.
Предложение перенаправили в Минэнерго и другие ведомства. В ответе от 13 декабря за подписью директора департамента развития газовой отрасли Артема Верхова говорится:
«Минэнерго России считает, что решение об установлении полного запрета на приобретение техники, работающей на традиционных видах топлива, за счет бюджетных средств и для исполнения муниципального заказа нецелесообразно. Вместе с тем считаем возможным директивное установление обязательства по доле транспорта на газомоторном топливе в закупаемом за счет бюджетных средств и для исполнения муниципального заказа в субъектах РФ, где развита газозаправочная инфраструктура».
В этом же письме говорится, что Минфин вместе с другими министерствами прорабатывает вопрос такого полного запрета.
Четырехкратный запас
До этого Правительство уже поручало Минэнерго изучить ситуацию в регионах с обеспечением газовыми заправками. В первую очередь это касалось закупки общественного транспорта и иной техники на газе. Одна такая заправка должна ежедневно обеспечивать топливом около сотни автобусов. Хотя в Петербурге, например, одна заправка обслуживает гораздо больше — около двухсот автобусов.
На начало 2023 года в регионах России было всего 896 газозаправок. Они могут обслуживать около 90 тысяч автобусов в сутки. А фактически на тот момент природный газ в качестве топлива использовали только 21,5 тысячи автобусов. То есть запас возможностей — четырехкратный.
Из 85 регионов низкая обеспеченность газозаправками наблюдается в 29 субъектах и в 23 столицах субъектов. Не обеспечены ими совсем 9 субъектов и 18 столиц — как правило, там вообще нет газовых трубопроводов.
Опираясь на эти сведения, Минэнерго и считает, что вполне возможно установить приоритет закупки за счет бюджета техники, работающей на природном газе, для исполнения муниципального заказа, но только в тех регионах, где есть достаточная инфраструктура.
Аргумент в пользу такого решения — экономия государственных денег. Для автобусов она составит по 700-900 тысяч рублей в год, а для грузовиков — по 1,3-1,5 миллиона рублей в год. Еще один довод — экология. На бензиновый транспорт приходится около 96 процентов выбросов загрязняющих веществ и 76 процентов выбросов парниковых газов. Использование газа снижает выбросы. Например, оксидов серы и низкодисперсных частиц — на 100 процентов, оксидов азота — на 70-80 процентов, а углекислого газа — на 20-30 процентов.
Госдума уже готовится
В то же время активно развивается инициатива об использовании чиновниками и депутатами отечественного автопрома. Как сообщили 19 декабря «Ведомости», в регионы поступило письмо руководителя аппарата Госдумы Игоря Дивейкина, в котором со ссылкой на решение спикера Госдумы Вячеслава Володина предлагается с 1 января 2024 года всех депутатов пересадить на автомобили отечественных производителей.
Письмо отправили по итогам совета Госдумы 18 сентября, где приняли соответствующее решение.