Сдерживать подорожание яиц хотят в ручном режиме
В России могут принять закон о регулировании цен на продукты, включая яйца. Предполагается, что допустимый предел, после которого последует вмешательство государства, — рост стоимости более чем на 30 процентов в течение 60 дней. Об этом журналистам сообщил глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский, слова которого цитирует РИА Новости. Опрошенные «Парламентской газетой» эксперты отмечают, что излишнее администрирование может обернуться дефицитом товаров и сворачиванием производства.
«Никакого риска ущерба»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в кабмин на согласование законопроект, в котором предлагается ограничить аппетиты крупных компаний, устанавливающих экономически необоснованные цены. При повышении стоимости товара без видимых причин более чем на 30 процентов в течение 60 дней в дело должно вмешаться государство. Перечень продуктов, на которые введут регулируемые цены, будет определять Правительство. В него могут войти и яйца, сообщил журналистам Максим Шаскольский. Он отметил, что законопроект «практически согласован» и может быть принят «в ближайшее время».
По словам главы ФАС, это будет резервный механизм, для запуска которого нужно провести анализ рынка и получить заключение Минэкономразвития. «Никакого риска, что этот механизм сам по себе будет работать и наносить ущерб хозяйствующим субъектам, нет», — цитирует чиновника РИА Новости.
Ранее ведомство заявляло, что законопроект позволит оперативно пресекать недобросовестное поведение компаний. Если будет установлено необоснованное повышение стоимости товаров, ФАС выдаст им предупреждение.
Предполагается, что механизм госрегулирования цен будет действовать до конца 2024 года.
Призрак дефицита
Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов считает, что регулировать цены следует только на товары первой необходимости.
«Логика антимонопольной службы понятна. Если определенные товары начинают резко дорожать, то по функционалу ФАС должна подозревать картельный сговор — договоренность крупнейших игроков рынка по поводу этих товаров. Думаю, что сегодня можно говорить о внедрении механизмов ручного регулирования на продукты, если они стратегически важны и входят в ежедневный рацион человека», — сказал депутат.
Он добавил, что сдерживать цены одним только административным воздействием не получится, а излишнее административное давление может привести к дефициту товаров или сокращению производства.
«Поэтому думаю, что этот законопроект должен пройти фильтр Правительства, и потом, будучи внесенным в Государственную Думу, конечно, пройдет всестороннее изучение и в рамках комитетов, которые имеют отношение к этим вопросам, и вполне возможно, в рамках парламентских слушаний», — заключил Кирьянов.
Помощь не бедным, а богатым
«Плохим решением» назвал инициативу ФАС председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Он считает, что вмешательство государства в ценообразование допустимо только в случае картельного сговора продавцов или производителей.
«Государство не должно сдерживать цены, потому что это приводит к искажению рыночных механизмов и чревато дефицитом дорожающей продукции. Мы выбираем между более высокой ценой и пустыми полками. И это плохой выбор для потребителя», — подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что с подобной ситуацией страна уже сталкивалась в 2020-2021 годах, когда пытались сдержать цены на сахарный песок и растительное масло. Тогда это привело к тому, что торговля компенсировала свои потери за счет повышения стоимости других продуктов, производители несли убытки, а некоторые сахарные заводы вынуждены были закрыться.
Председатель Союза потребителей констатировал, что рост цен на продукты бьет по самой бедной части населения на примере самого популярного в этом месяце продукта.
«По последним данным Росстата, самые бедные 10 процентов населения в 2021 году потребляли 171 яйцо в год на человека, а самые богатые 10 процентов — 282 яйца на человека, то есть на 2/3 больше. И получается ровно та картина, которая была в Советском Союзе, когда государство дотировало цены на мясо, а его потребляли в основном люди с высокими доходами. Когда искусственно сдерживают цены, фактически помогают тем, кто больше потребляет», — сказал эксперт.
Вместо госрегулирования цен он предлагает помогать напрямую самым низкодоходным группам населения, к которым сейчас относятся даже не пенсионеры, а семьи с несовершеннолетними детьми.
«Именно по ним наиболее сильно бьет продовольственная инфляция. Вот их нужно субсидировать через механизм социальных продовольственных карт. Это еще в 2014 году предложил Минпромторг: выдавать по 1 тысяче рублей на члена семьи, и на эти деньги можно покупать только продукты отечественного производства. То есть это была одновременно поддержка и нуждающихся семей, и отечественных производителей», — рассказал Шелищ.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко отметил, что поскольку цены на товары, особенно первой необходимости, стабилизировались, то предлагаемые меры — это скорее инструмент, который можно задействовать в будущем.
«Считаю, что они направлены на устранение той лазейки, которой пользуются многие недобросовестные участники рынка, повышая цены не единоразово, а постепенно. При этом надо понимать, что сложившаяся ситуация, связанная с ростом спекуляций, не является постоянной, а скорее это следствие достаточно быстрого выхода нашей экономики из кризисного состояния. Как прогнозирует ЦБ, пик этой ситуации придется на весну-лето следующего года, и после этого мы постепенно вернемся к привычной стабильности», — дал свой прогноз Кравченко.