Авиасообщение Якутии нуждается в развитии
На финансирование местных авиаперевозок в Якутии необходимо выделить из федерального бюджета 3,7 миллиарда рублей. Общая потребность с учетом региональных средств на 2024 год составляет 4,3 миллиарда рублей. Об этом в Петербурге на XIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в рамках секции «Продолжить полет: обеспечение доступного авиасообщения в Арктике и на ДВ в условиях импортозамещения» сообщил народный депутат Якутии Павел Петров.
Больше половины площади республики, около 1,6 миллиона квадратных километров, находится в арктической зоне. А живет там всего 68 тысяч человек. В этой части Якутии складывается наиболее сложная ситуация в транспортном обслуживании, так как пассажирские перевозки осуществляются только воздушным транспортом, грузы же можно перевозить еще и сезонными видами транспорта по рекам и автозимникам.
Павел Петров: «Воздушный транспорт в республике является единственным магистральным видом транспорта и играет важную социально-экономическую роль в развитии региона»
«Оперативно доставляются скоропортящиеся продукты и так называемые «зеленые рейсы». У нас надежда на развитие Северного морского пути, который улучшит в перспективе снабжение территории», — отметил парламентарий.
При этом основу парка самолетов, выполняющих местные перевозки, составляют устаревшие суда Ан-24 и Ан-26, средний возраст которых составляет 43 года, и Ан-2 с Ан-3 со средним возрастом в 39 лет. Есть также вертолеты Ми-8. Но с учетом дальности перелетов их возможности из-за малой вместимости топлива ограничены.
Но даже если решится вопрос с самолетами и вертолетами, то вскоре им будет просто некуда садиться. Изношенность аэропортовой сети и посадочных площадок — серьезная проблема для Якутии. Про одно из возможных решений этой задачи рассказали на секции: уже завершена разработка и активно поставляются по заказам алюминиевые сборные посадочные площадки. Одну такую площадку, способную выдержать вертолет Ми-26, площадью 25 на 25 метров, может собрать шесть человек за четыре часа.
«Нужно понять, как площадки будут вести себя в условиях вечной мерзлоты. Думаю, можно предложить региону рассмотреть этот вариант и, может быть, в качестве эксперимента опробовать одну-две такие платформы», — сообщил Павел Петров.
Кроме того, значительно ограничивают возможность передвижения жителей арктической зоны республики высокие тарифы авиасообщений. Билеты стоят от 27 до 42 тысяч рублей. И пока возможностей для повышения доступности перелетов нет.