Войти в почту

«Послезавтра»: климатическая катастрофа уже рядом

Будущее человечества поставлено под вопрос, считают эксперты ООН. По словам руководителя организации Антониу Гутерриша, невозможно справиться с климатической катастрофой, не устранив ее первопричину, сообщает ИА DEITA.RU.

«Послезавтра»: климатическая катастрофа уже рядом
© Deita.ru

В эти дни в Дубае проходит конференция ООН по изменению климата. Делегации из полутора сотен стран делятся своим видением на будущее планеты. До всеобщего согласия пока далеко – у многих разные представления о происходящем и о том, что делать дальше.

С чем спорить невозможно, так это с показаниями термометров. Как следует из доклада экспертов ООН, июль 2023 года был совершенно точно самым жарким месяцем за историю наблюдений, и скорее всего, за последние 120 000 лет. Но главная проблема не в «глобальном потеплении» как таковом, а в глобальном изменении климата на планете. Природные катаклизмы становятся все мощнее по масштабам, по всему миру засухи, волны жары, лесные пожары, ураганы и наводнения уносят жизни людей и приводят к массовым разрушениям.

Планета наша за 4,5 миллиарда лет была то значительно теплее, то сильно холоднее чем сейчас. В том числе и тогда, когда ни человеком, ни даже его ближайшими предками и не пахло совсем. По представлениям современной науки, нынешнее потепление — это естественный выход из малого ледникового периода XIV—XIX веков, которое осложнено техногенным усилением парникового эффекта. Страны договорились в рамках Парижского климатического соглашения не допустить роста среднегодовой температуры в мире более чем на 1,5 °C. Делать это предлагается с помощью сокращения выбросов углекислого газа. Мол, парниковый эффект станет меньше и температура воздуха стабилизируется.

Но никаких санкций за превышения выбросов не вводится, никакой ответственности нет. Известная активистка Грета Тунберг подавала иск против игнорирующих требования соглашения Аргентины, Бразилии, Франции, Германии и Турции, но никаких юридических последствий не наступило и не могло наступить. США при Трампе вообще из соглашения выходили, но при Байдене вернулись.

Потому как слишком много в этой истории не только о климате, но и о политике. Например, давления на экспортеров ресурсов вроде арабских шейхов или России. Министр промышленности и передовых технологий ОАЭ Султан бен Ахмед Аль-Джабер уже заявил, что к неизбежному постепенному сокращению использования ископаемого топлива нужно относиться прагматично. По его мнению, проблему климата невозможно решить лозунгами, которые только способствуют расколу общества.

Ведь скрываясь за «зелеными» лозунгами сильные державы продолжают делать то, что им выгодно. Сейчас экономически выгодна энергетика на угле и двигатели внутреннего сгорания на нефтепродуктах, значит они и будут строиться и производиться. Когда технологии придут к тому, что электромобили будут стоить значительно дешевле традиционных, тогда и заместят они машины традиционные. Можно искренне порадоваться тому, что Китай запускает в этом году новые ветряные и солнечные электростанции общей мощностью 230 ГВт, что делает страну лидером возобновляемой энергетики, оставляя США и Европу далеко позади. Но если изучить другие энергетические планы КНР, то можно с удивлением увидеть, что до 2030 года планируется построить новые угольные электростанции мощностью более 200 ГВт.

Потому звучат идеи сначала заняться странами маленькими. Мол, в них проще переориентировать энергетику на другие, экологически чистые виды. Ну или по праву сильного (это вслух не произносится). «Малыши» резонно обращают внимание на то, что они гораздо более уязвимы перед природными катаклизмами, но большинство вредных выбросов делают не они, а промышленно развитые страны. Выступление премьер-министра Барбадоса Миа Моттли можно свести к одной фразе: «Мы, в принципе, готовы на «зеленую» энергетику, дайте на это денег». Но пока в организованном специальном фонде лишь миллионы долларов, а требуются даже не миллиарды, а триллионы. Мировые конфликты и энергокризис не оставляют шансов нынешней климатической конференции на какие-то серьезные договоренности, кроме очередной болтовни и ни к чему не обязывающих деклараций.