Экономист о росте стоимости продуктов в России: «Кошелек потребителя не сдерживает цены»
«Цены перед Новым годом взлетят. Ажиотажный спрос перед праздником всегда повышает цены. Подорожают те продукты, которые наиболее востребованы в этот период: рыба, мясо, овощи, конфеты, алкоголь. После Нового года ажиотажный спрос успокоится, цены вернутся к доновогодним. На цены влияет несколько факторов. Первый объективный фактор, который от потребителей и производителей мало зависит – геополитические события. Курсы евро и доллара, смена технологических цепочек влияют на цены. На многих предприятиях установлена зарубежная техника, которую необходимо обслужить и ремонтировать. Большая часть ингредиентов и составляющих в наших продуктах импортная: красители, эмульгаторы, стабилизаторы, ветпрепараты, корма и добавки. Мы можем их производить, но пока не в таких больших масштабах. Что касается стоимости овощей и фруктов, то в этом случае логистические цепочки берут на себя часть цены. Они стали дольше, длиннее, а также дороже в связи с изменением курса валют. Повышаются зарплаты бюджетников. В компаниях заработок тоже увеличивают, чтобы избежать текучки и кадрового голода. Это тоже включается в цены на продукты. Следующая составляющая меня больше всех сейчас настораживает, хотя пока тенденцию еще сложно отследить, – это влияние на цены экспорта продовольствия за рубеж. Открылись новые зарубежные рынки, где цены гораздо выше и, следовательно, часть продукции начинает идти туда. И почему-то производители решили, что зарубежные и внутренние цены – одно и то же, но это не так, к ним надо подходить по-разному. И если раньше цены и аппетиты наших товаропроизводителей сдерживались кошельком потребителей, то сейчас мы никак не можем на них воздействовать. Я уже говорила неоднократно о том, что надо регулировать процесс экспорта и удовлетворения потребностей внутри населения соответственно кошельку. Этот вопрос надо решать. Последний субъективный фактор, который может влиять на ценообразование – жадность и алчность производителей, желание получить побольше прибыли. И настораживает тот факт, что сегодня кошелек потребителя в меньшей степени начинает сдерживать процессы завышенного ценообразования. Что касается перспектив, то, я думаю, прежних цен уже не будет. А как ситуация будет развиваться дальше, сложно сказать, потому что мы во многом зависим не только от внутренних, но и от внешних обстоятельств». Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева