В России впервые утвердили территории северного завоза
В правительстве России впервые утвердили перечень территорий, где централизованно будет проводиться северный завоз. Напомним: раньше доставку продуктов, лекарств, топлива, товаров первой необходимости на труднодоступные территории РФ регионы проводили своими силами. Но в августе 2023 года этот процесс впервые получил законодательный статус - в России принят базовый Закон "О северном завозе". Он необходим для того, чтобы грузы жизнеобеспечения завозились людям вовремя и в достаточном объеме.
В списке - все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также Берингова и Охотского морей. А в целом северный завоз объединит 21 регион страны от Мурманска до Чукотки. Отметим, что в перечень вошли не только удаленные районы Арктики, но и другие территории Севера России - те, что находятся вне зоны доступа к автотрассам и железной дороге.
Отныне этот список органично войдет в Закон "О северном завозе", который впервые определяет полномочия по доставке грузов на труднодоступные территории, "назначает" единого оператора перевозок, вводит мониторинг движения морских и речных судов. Регионы северного завоза поддержат бюджетными кредитами, в том числе, для сдерживания цен на социально значимые товары. Эта деятельность до сих пор не была законодательно урегулирована на федеральном уровне: как итог - срывы сроков завоза топлива и продуктов в некоторых регионах.
Подтверждением наличия проблемы в 2023 году стал сбой доставки грузов жизнеобеспечения в Ненецком автономном округе, чья территория полностью вошла в границы северного завоза. Прошедшей осенью топливо не успели вовремя привезти на отдаленные территории западной части НАО. Пока власти выясняли, кто за что отвечает, в ноябре наступил ледостав и местным жителям пришлось разрабатывать весьма рискованные планы по переброске угля и горючего в свои поселки. Топливо пришлось "забирать" с побережий морей, а также из устьев рек, где бочки выгружали суда - пройти дальше они не могли из-за образовавшегося льда.
Сообщения из НАО в ноябре больше напоминали сводки с поля брани. В Оксино, к примеру, куда все-таки пришла баржа с топливом, буксир из-за своей осадки не смог подтянуть ее к берегу. Оксинцы решили не затягивать процесс и придумали авантюрный план. Начальник участка местного ЖКУ Виктор Иванников и слесарь Сергей Санников своими лодками дотащили баржу в Голубковский шар (на этой протоке Печоры стоит Оксино), откачали топливо, а затем тем же способом вернули баржу на место. Рискованно - зато теперь старинное русское село НАО не замерзнет.
В другом арктическом регионе - Якутии - навигация в этом году проходила в не менее сложных гидрологических условиях, связанных с маловодьем на реках Яна и Вилюй. Из-за длительного отсутствия судоходных глубин как на баровом участке, так и на самих реках скапливались суда.
По информации властей НАО, в этом году для заброски грузов на труднодоступные территории морем не хватало и транспорта. Хотя, как считают эксперты, проблема не столько в количестве судов, сколько в их разумном использовании. Именно поэтому для систематизации процесса в минвостокразвития сейчас создается цифровой двойник северного завоза - цифровая модель объединит в единую систему всех участников процесса.
В списке - все острова Северного Ледовитого океана, а также Берингова и Охотского морей. А в целом северный завоз объединит 21 регион страны
Еще один важный момент - привязка к Арктике для завоза совсем не обязательна. В Архангельской области, к примеру, в список включены как территории Арктической зоны - Новая Земля, Мезенский, Пинежский, Лешуконский и Приморский районы, так и северные районы, расположенные вдалеке от нее - Шенкурский, Верхнетоемский, Ленский. Многие населенные пункты здесь находятся за реками, через которые нет мостов. А значит, снабжение людей во многом зависит от погоды. То же самое относится к Карелии, где завоз будет проводиться на "неарктический", но труднодоступный остров Валаам.
В крупнейшем субъекте России - Республике Саха, на долю которой приходится 55,5% от всего северного завоза страны, в перечень входит практически вся Якутия с ее необъятными просторами, отсутствием дорог и мостов через огромное количество рек. Даже столица региона город Якутск в межсезонье регулярно остается отрезанным от "большой земли". Республика не один год серьезно готовила инфраструктуру к северному завозу. Строительство Жатайской судоверфи, открытие торгово-логистических центров в арктических районах со складами, овощехранилищем, холодильным оборудованием, создание информационной системы для перевозчиков, ремонты аэропортов - все это нацелено на то, чтобы в любом населенном пункте люди были обеспечены всем необходимым в любое время года.
Ежегодно с начала навигации водным транспортом в Якутии перевозится 1,3 миллиона тонн жизнеобеспечивающих грузов и 730 тысяч тонн груза - автозимником. Кстати, автозимники в республике, как правило, открываются не раньше Нового года, а до этого времени жители пользуются продукцией, завезенной впрок через навигацию.
- Создание нормативной базы и регулирование завоза решается теперь на самом высоком уровне: закон впервые за всю историю страны регулирует доставку грузов и топлива на удаленные территории Арктики, куда все самое необходимое для жизни человека можно доставлять только сезонно, - говорит директор Института стратегического развития Арктики Северного (Арктического) университета Александр Сабуров. - Очень важно, что теперь не только утверждено само понятие северного завоза, но также определены территории для него.
Федеральный координатор в лице минвостокразвития будет обеспечивать порядок планирования и мониторинга.