Стимул для инвесторов: почему рост госдолга РФ сыграл на руку экономике страны
Государственный долг РФ вырос с начала года и в абсолютном, и в относительном выражении, но нужно обязательно смотреть на его структуру. Растет прежде всего внутренний долг: перед резидентами его доля в суммарном долге составляет около 80% (около 20,38 трлн руб. на 1 октября). Внешний же долг страны уменьшается, и это связано прежде всего с санкциями, постепенным, хотя и медленным, погашением обязательств перед нерезидентами и его переоценкой в связи с укреплением рубля. Вместе с тем, экономика страны чувствует себя неплохо, что является стимулом для иностранных инвесторов - и идет возврат некоторых из них на российскую инвестиционную почву. Об этом рассказали опрошенные "Российской газетой" эксперты.
Ранее стало известно, что по итогам первых девяти месяцев 2023 года российский государственный долг увеличился на 11,6 процентных пункта и достиг отметки в 17% ВВП (цитата по РИА Новости).
В целом 17% от ВВП страны - показатель совсем невысокий (особенно с некоторыми ведущими странами: в США госдолг давно не опускается ниже 100 процентов от ВВП, а в Японии вообще превышает 260% - прим. "РГ"), говорит доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Белянчикова. Это позволяет относить Россию к числу стран с низким показателем уровня госдолга. Она напомнила, что в свое время серьезной для государств международными аналитиками была признана долговая нагрузка свыше 77% от ВВП.
"Рост государственного долга говорит о том, что стране как заемщику доверяют - что называется, и свои, и чужие. В то же время при высокой процентной ставке растет и стоимость обслуживания рублевой части долга. Очевидно, что данную ситуацию может исправить будущее снижение ключевой ставки Банка России. А оно произойдет, ибо октябрь уже показал замедление темпов инфляции, так что при отсутствии внешних шоков это вопрос времени", - отметила Белянчикова.
По мнению доцента экономического факультета РУДН Лазаря Бадалова, основной риск для России - не рост госдолга, а именно его обслуживание из-за процентной ставки, так как пока не понятны перспективы ее снижения в будущем году. Также не стоит забывать, что в госдолге есть и валютная часть, которую переоценили с учетом текущего ослабления рубля, отметил он. Это тоже отразилось на увеличении госдолга.
В свою очередь, первый заместитель генерального директора Фонда "Центра стратегических разработок" Борис Копейкин подчеркнул в разговоре с "РГ", что уровень российского госдолга относительно размеров экономики действительно очень низкий по сравнению с большинством других стран. Он напомнил, что долг в этом году рос медленнее, чем ожидалось в начале года. Из-за опережающего роста ненефтегазовых доходов бюджета дефицит оказался ниже, а в октябре так вообще сложился месячный профицит, соответственно сократились и потребности в привлечении финансирования.
"Очень важно, что бюджетное планирование у нас остается по-хорошему консервативным. Согласно проекту бюджета на 2024-2026 гг. дефициты останутся умеренными, заметно меньше 1% ВВП ежегодно, несмотря на ожидаемый заметный рост бюджетных расходов. Ведь доходы, как ожидается, тоже будут уверенно расти, в результате долг останется в пределах низкого уровня в 20% ВВП и в среднесрочной перспективе", - констатировал Копейкин.
Однако эксперт отметил, что при сложившемся сейчас уровне ставок расходы по обслуживанию даже такого долга все равно создают заметную нагрузку на бюджет. В 2024 году, как ожидается, более 2 трлн рублей будет направлено на процентные платежи. Поэтому в случае позитивной динамики доходов еще большее сокращение новых заимствований могло бы позволить бюджету сэкономить на обслуживании долга в будущем. А также несколько снизить ценовое давление в экономике, создаваемое бюджетным импульсом. И, соответственно, облегчить Центральному Банку принятие решения о переходе к снижению ставок.