Цифровая валюта центральных банков

Цифровая валюта центральных банков (ЦВЦБ), или Central Bank Digital Currency (CBDC), представляет собой цифровую версию национальных фиатных валют, выпускаемых и регулируемых центральными банками (ЦБ).

В отличие от децентрализованных и криптовалют с высокой волатильностью, ЦВЦБ имеет те же номиналы и ценности, что и местная национальная валюта, и может существовать параллельно с банкнотами и монетами. Эксперты, начали активно обсуждать идею внедрения CBDC в конце 2010-х годов. Это стало актуальным из-за усиливающейся конкуренции со стороны растущего рынка криптовалют. Кроме того, пандемия COVID-19, начавшаяся в 2020 году, привлекла внимание к различным аспектам цифровизации, включая переход к безналичным платежам. Введение санкционных мер, связанных с геополитическими конфликтами, также может служить предпосылкой для внедрения альтернативных валютных систем – мировых примеров достаточно. Сейчас продолжаются споры о целесообразности внедрения CBDC. Многие считают, что разработка и использование государственных цифровых валют представляется слишком ранним шагом. Однако, аналитики, международной полагают, что цифровые валюты станут ключевым фактором развития платежных рынков в ближайшие двадцать лет — отмечает журналист Мельников Николай. Многие страны сейчас находятся в стадии тестирования CBDC. Например, в апреле 2020 года в Китае был запущен пилотный проект использования такой валюты. Изначально цифровой валютой юань планировалось использовать только в розничных приложениях. Эксперимент начался с четырех городов, в том числе с Шэньчжэня, который является динамично развивающимся городом. Жители получили возможность обменять обычные юани на цифровую версию через банковские приложения и выиграть некоторую сумму e-CNY в лотереях. Постепенно правительство добавило еще около 20 городов в эксперимент и расширило использование e-CNY на межбанковские операции и международные расчеты.

Работники крупных компаний начали получать зарплату в цифровых юанях, а госорганы некоторых городов планируют начать выплачивать заработную плату госслужащим в e-CNY с 2023 года. По информации Народного банка Китая, к концу 2022 года объем цифровых юаней в обращении составил 13,61 млрд (примерно $2 млрд). В отличие от этого, на Багамах в октябре 2020 года был запущен Sand Dollar — цифровая валюта, которая была введена из-за недостатка доступности банковских услуг на отдаленных островах. Для доступа к цифровым кошелькам можно использовать физическую платежную карту или мобильное приложение. С началом спецоперации на Украине и введением санкций в России наблюдается всплеск популярности криптовалют. Большинство бирж не блокируют российские кошельки заявляя, что это противоречило бы самой идее крипты. По оценкам экспертов, популярностью в случае запуска будет пользоваться и цифровой рубль. Введенные в отношении России санкции из-за ситуации на Украине не только не помешали эксперименту с цифровой нацвалютой, но, по мнению аналитиков могут ускорить его проведение. The New York Times пишет, что цифровой рубль может быть использован для обхода контрольных точек, установленных США, ЕС и другими странами — например, перевода денег банками. Важно, что «Цифровой Рубль» можно применять в прямой торговле без предварительной конвертации в доллары и без обнаружения — подобные схемы ранее обкатали Северная Корея и Иран.

Экономический журналист Мельников Николай М.