Войти в почту

о борьбе с российским СПГ

«Сейчас от них можно ожидать любых агрессивных глупостей — несмотря на то что российским производителям СПГ, по их собственным заверениям, ничем особенным никакие рестрикции не угрожают, следует быть как минимум слегка осторожней. Потому как, если рассуждать чисто логически, стратегически эта ситуация нашими контрагентами уже проиграна. И есть такие опасения, что они это тоже понимают».

Ну что ж, кажется, лоббисты самого демократичного в мире (параллельно ещё и едва ли не самого дорогого, но к чёрту эти подробности) американского сланцевого газа нашли себе новую цель. И если вы думаете, что не так давно введённые американские санкции против российского проекта «Арктик СПГ — 2» и до неприличия агрессивное высказывание помощника американского госсекретаря Энтони Блинкена Джеффри Пайетта, пообещавшего под телекамеры «убить этот русский проект», были лишь случайным эпизодом, вызванным личными пристрастиями помощника госсекретаря (всё-таки Пайетт — один из творцов киевского «майдана», это именно он, будучи в это время послом США в Киеве, вместе с Викторией Нуланд печеньки там раздавал), то вы, к сожалению, заблуждаетесь.

Там сейчас насчёт российского СПГ развёрнута целая медийная кампания, с детской непосредственностью открыто объясняемая её англосаксонскими идеологами тем, что Европа стала для американского СПГ едва ли не основным рынком. На всех остальных, прежде всего азиатских, американский сжиженный газ, увы, системно проигрывает, что, в общем, совсем даже не удивительно. С такими техническими и ценовыми характеристиками в честной конкурентной борьбе, без инструментов политического давления на свободном рынке продать по нужной продавцу цене данный продукт несколько затруднительно.

Нет, так-то газ у американцев самый передовой и демократичный. Просто если не совсем из-под палки, то покупатели что-то, извиняемся, не берут. Вот и приходится проводить разъяснительную, так сказать, работу.

Ну а если потенциальные покупатели по-хорошему не понимают — приходится намекать на то, что у той же Украины ещё много свободных полковников-диверсантов. Способных не только сбивать крылатые ракеты банками с маринованными огурцами, но и взрывать подручными средствами российско-европейские газопроводы. Даже если те находятся где-то на таинственном дне морском.

И тут каждое лыко в строку.

Взять хотя бы так взъерошившую и российскую, и тем более европейскую медиасферу недавнюю публикацию в The Telegraph. В которой британская газета прямо обвиняет Европейский союз в том, что он тайно финансирует Россию, злокозненно закупая у неё во всё возрастающих количествах сжиженный природный газ.

И тут необходимо отметить, что некоторая сермяжная правда в этих обвинениях есть.

Европа, которая в последние годы уже не раз заявляла, что со временем неминуемо откажется от недемократического и тоталитарного сжиженного газа из России, пока что только наращивает закупки.

И, как справедливо указывает The Telegraph, количество российских судов с СПГ, идущих в Европу, довольно прилично выросло.

Ну а что самое для британцев обидное — так это то, что Россия только от этого получает дополнительный доход, составляющий, по данным издания, примерно в €6,1 млрд: ну тут уж ничего личного — это такие особенности психологии островитянина и/или его потомка, для которого оскорбителен каждый доллар, миновавший его широкий карман. А с учётом того, что американцы и их верные островные пудели именно Европу наметили следующей целью не только для американского СПГ, но и для тотального совместного ограбления, им обидно вдвойне.

Ещё бы.

С точки зрения американцев, как мы уже обращали ваше внимание, Европа уже сейчас превратилась в основного потребителя американского СПГ. Более того, американцы сейчас рассматривают именно европейские рынки как системообразующие.

И именно за счёт них США, по словам всё того же помощника Блинкена Джеффри Пайетта, не только стали крупнейшим в мире производителем СПГ, но и намерены сохранить этот почётный статус.

Причём, согласно опубликованным данным от американского агентства Platts, к 2031 году США должны получить производство СПГ в дополнительных объёмах от 296,5 млн т в год — в придачу к уже имеющимся на сегодня мощностям в 92,5 млн т: цифры какие-то совершенно космические и, даже по мнению самих американских практиков, завиральные. Ну да неважно, тут важнее, что есть некоторые проблемы.

Во-первых, американский СПГ, значительную часть которого составляют пресловутые «сланцы», чисто по себестоимости добычи и логистике просто неприлично дорог по сравнению со своими основными конкурентами. И об этом говорилось так много и подробно, что вряд ли имеет смысл пересказывать ещё раз.

Во-вторых, там есть некоторые проблемы чисто с геологией. Если верить данным компании ВР, а не доверять им у нас оснований никаких особенно нет, то по доказанным объёмам запасов природного газа США находятся только на скромном пятом месте в мире. Уступая в этом компоненте не только России, Ирану и Катару, но и довольно скромному Туркменистану. Причём даже Катару, находящемуся на третьей позиции, американцы уступают примерно в два раза. Про Россию, запасы природного газа которой на общем фоне выглядят чуть ли не неисчерпаемыми (а сколько ещё недоразведанных к востоку от Ямала, а теперь ещё и Таймыра), тут даже как-то несколько неловко и говорить.

Ну и в-третьих, что самое главное. Во всей этой конструкции, которую сейчас выстраивают американцы, существует системный и неисправимый просчёт: навязывая своим европейским сателлитам настолько дорогое энергетическое сырьё, стоимость которого потом проходит по всей технологической цепочке, американцы заведомо убивают европейских промышленных потребителей. Которые, извините, являются основными потребителями любого энергетического сырья — хоть русского, хоть американского, хоть марсианского. Такой вот незатейливый парадокс.

Более того, секрет Полишинеля, что именно деиндустриализация Европы и является главной целью современной атлантистской повестки. А значит, американские производители газа идут на затухающие, депрессивные рынки. Но даже и на них — на этих кризисных и, мягко говоря, политически (да и не только политически) лояльных рынках — они просто не могут выдержать более или менее честную конкуренцию с даже «подсанкционными» российскими производителями СПГ.

Оттого, кстати, так и беспокоятся суетливо.

А всё остальное, как это странно сейчас ни прозвучит, — это агрессивная логика проигравших. Причём заранее понимающих, что тут они неудачники, потому как против них не только непростые внешние обстоятельства и внутренний конфликт интересов (если говорить совсем грубо, то для того чтобы европейские предприятия покупали американский СПГ в нужных объёмах, они должны быть процветающими и конкурентоспособными, но в этом совсем не заинтересованы соответствующие обрабатывающие отрасли в США).

Но и иные, не сильно зависящие от них обстоятельства: тем же арабам вроде как просто надоело, что их бесконечно обманывают, они вон даже ведущие американские СМИ аккредитаций не только у себя, но и в ОПЕК и ОПЕК+ лишили. А в одиночку такую конструкцию, как было задумано, совершенно точно не потянуть. И именно поэтому, кстати, сейчас от них можно ожидать любых агрессивных глупостей — несмотря на то что российским производителям СПГ, по их собственным заверениям, ничем особенным никакие рестрикции не угрожают, следует быть как минимум слегка осторожней. Потому как, если рассуждать чисто логически, стратегически эта ситуация нашими контрагентами уже проиграна. И есть такие опасения, что они это тоже понимают.

А вот это-то как раз, как это парадоксально ни прозвучит, может быть опасней всего.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.