Добровольно отказавшись от российской нефти, Европа осталась без нее, а США остались без эмбарго
Лига арабских государств не стала вводить эмбарго на поставки нефти в США и страны Западной Европы. Ограничения не коснулись даже поставок сырья в Израиль, против чего на саммите арабских государств выступила Саудовская Аравия. Никакого повторения 1973 года, когда арабская нефть перестала попадать на американский и европейский рынки, ждать не приходится, но даже если бы это произошло, прошлого бы эффекта запреты не достигли.
Россия в этом случае игрок новый, в 1973 году она только выходила на мировой нефтяной рынок, во многом благодаря эмбарго арабских стран против США. Но сегодня наша страна сама под санкциями, и любые изменения на рынке нефти касаются нашего экспорта сырья. Более того, сохранение статус-кво на нефтяном рынке работает в нашу пользу.
Когда США и страны Западной Европы вводили санкции против России, основная их надежда была на ближневосточные страны ОПЕК. Они должны были обеспечить бесперебойные поставки сырья развитым экономикам мира. Надежды не оправдались, страны ОПЕК не стали наращивать добычу, а лишь частично перенаправили свой экспорт из Азии в Европу и США, освободив место на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для российской нефти.
В результате Россия сохранила свою долю на мировом рынке, а нефти на рынке не стало больше. Как отмечает замдекана экономического факультета МГУ Александр Курдин, во всех странах ОПЕК и даже конкретно в ближневосточных странах ОПЕК нет достаточной консолидации относительно развернувшегося в регионе конфликта. Европейские государства занимают относительно сбалансированную позицию, поэтому пока мало оснований для полномасштабного поляризованного конфликта между ОПЕК и Западом, как во время нефтяного кризиса 1973 года.
Но нас здесь интересует отношение к российскому экспорту нефти. По данным независимых агентств, Китай увеличивает закупки российской и иранской нефти, то есть сырья, которое находится под санкциями. Его привлекательность заключается лишь в одном: оно дешевле для покупателей, чем у конкурентов. Если бы страны ОПЕК приняли совместное заявление об ограничении поставок на Запад, то санкционная политика США и Европы не выдержала бы чисто экономической проверки. Пришлось бы снимать ограничения как с Ирана, так и с России.
А сейчас, как отмечает Курдин, жесткость санкционного давления на российские поставки нефти зависит скорее от развития ситуации вокруг российско-украинского конфликта и состояния российской экономики. Что касается Ирана, то его власти занимают пока жесткую позицию, так что переговоры между США и Ираном в позитивном ключе представляются менее вероятными.
По мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, повторение эмбарго 1973 года не является возможным, поскольку теперь в число крупных импортеров нефти входят не только страны Европы и Северной Америки, но и Китай. Они не будут заинтересованы в дополнительных ограничениях на рынке нефти, поскольку запреты неизбежно приведут к новому скачку цен.
Добровольно отказавшись от российской нефти, Европа остается без нее
В итоге на рынке сохранено существующее положение вещей. Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, на договоренностях стран ОПЕК с Россией последние решения отразиться никак не должны. А ужесточение санкций против России тоже никак не связано с тем, что ОПЕК не стала объявлять нефтяное эмбарго США и Западной Европе на фоне конфликта на Ближнем Востоке. США заинтересованы в снижении мировых цен на нефть, так как в таком случае быстрее удастся замедлить высокие темпы инфляции и справиться со снижением деловой активности в экономике.
В итоге, добровольно отказавшись от нашей нефти, Европа остается без нее, Россия продолжает увеличивать ее экспорт на восток, а у США остается только одна проблема - цена нефти, которая решается только увеличением ее производства в любой стране мире, независимо от политической составляющей.
США придется с кого-то снимать санкции, но выбор крайне небольшой. По мнению Чернова, поэтому в их интересах частичное снятие санкций и с Ирана, по примеру Венесуэлы, которой Штаты разрешили торговать черным золотом с американской нефтяной компанией Chevron. Отказ стран ОПЕК от нефтяного эмбарго не должен повлиять на переговоры США и Ирана, потому что по факту ничего не изменилось. Если бы страны ОПЕК договорились о нефтяном эмбарго, то снятие санкций с Ирана стало бы еще более вероятным, а так пока ничего на практике не изменилось. Однако если сняли санкции частично с Венесуэлы, то и у Ирана такая вероятность теперь значительно возросла.