Правительство может отменить частичный запрет на экспорт бензина
Правительство обсуждает отмену частичного запрета на экспорт бензина АИ-95 и АИ-92, заявил министр энергетики России Николай Шульгинов, слова которого приводит ТАСС. Источник РБК также сообщил, что власти обсуждали с нефтяниками снятие запрета на экспорт АИ-92. Но решение пока не принято, пишет издание. Комментирует заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телеграм-канала Oilfly Дмитрий Гусев:
— Можно сделать достаточно трудоемкий баланс между сохранением объемов производства и поставок на внутренний рынок — и в то же время снятием запрета на топливо стандарта «Евро-4» и ниже для насыщения рынков азиатских. В первую очередь где мы являемся основными поставщиками — это Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Афганистан, частично Пакистан. То, что эта мера озвучена, — это хорошо, потому что мы при закрытии экспорта теряем достаточно серьезные бюджетные поступления от экспорта, потенциально возможного в том направлении. Значит, действия правительства — нужно создать максимально комфортные условия. В первую очередь это сохранить объем производства «Евро-5» и насыщенность внутреннего рынка, чтобы не возникло роста биржевых цен. Поэтому ждем, я надеюсь, что в течение нескольких недель будет согласована некая базовая модель, которая будет подразумевать, с одной стороны, контроль производства «Евро-5», поставок на внутренний рынок, и, соответственно, в связи с этим будут разрешены поставки на экспорт. Но, опять же, есть ощущение, что поставки на экспорт будут ограничены, возможно, что поставщиками будут являться только нефтяные компании, а не трейдеры, которые раньше, собственно, этим занимались и в том числе были одними из виновников того кризиса, который был у нас летом и осенью.
— Как отразится на ценах на бензин?
— Никак. У нас все-таки цены розничные в первую очередь, таргетируются по уровню инфляции, а все меры правительства, которые были в сентябре-октябре, были направлены именно на снижение цен в рознице и доведение их до предельно допустимых согласно максимальной инфляции, которая возможна в РФ. Поэтому все это наряду с комплексным решением никоим образом не будет влиять на уменьшение предложения в первую очередь и, соответственно, не будет влиять на увеличение цены.
Правительство временно ограничило экспорт бензина и дизельного топлива в сентябре. Такие меры приняли из-за резкого роста оптовых цен. Ограничения не затронули поставки в страны ЕАЭС, Абхазию и Южную Осетию. В Минэнерго заявили, что это позволит пресечь «серый» экспорт и обеспечить топливом внутренний рынок. Комментирует президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша:
Евгений Аркуша президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации «Запрет, с моей точки зрения, можно будет снять только тогда, когда будет абсолютно ясно, что работает постановление правительства, которое устанавливает таможенные пошлины — 50 тысяч для тех, кто не является производителем. Будет это работать или не будет, найдутся ли обходные пути, дырки в законодательстве, как уже было неоднократно, — это уже третье постановление, а первые два не работали. И кроме того, для того чтобы снять запрет, должен быть принят законопроект, который внесен в Госдуму, который устанавливает правила получения демпфера в полном объеме. И в том числе одним из этих критериев является тот факт, что производители должны не менее 40% произведенного топлива, по-моему, там идет речь о бензине, поставлять на внутренний рынок. Пока этот законопроект не будет принят и не войдет в рамках закона, с моей точки зрения, снятие, наверное, будет преждевременно. Запрет экспорта — экстраординарная мера, которая была принята в первую очередь из-за того, что был очень большой объем «серого» экспорта. То есть надо все решать в комплексе, должны быть системные меры. Когда они будут реализованы и когда будет понятно, что они работают, можно снимать и запрет, все вернется к своему нормальному состоянию».
В Кремле ранее подчеркивали, что запрет на экспорт продержится «столько, сколько потребуется для обеспечения стабильности на рынке».