Войти в почту

США могут ужесточить меры против компаний РФ из-за провала нефтяного потолка

В США готовятся ужесточить меры против российских нефтяных компаний из-за провала нефтяного потолка. Об этом пишет The Wall Street Journal. В частности, США обсуждают с менеджерами некоторых портов повышение стоимости страховки для российских танкеров. Газета не приводит названия государств, с которыми могут идти такие обсуждения. К тому же отмечается, что неясно, как к такому предложению США отнесутся другие страны. Комментирует независимый аналитик Дмитрий Лютягин:

США могут ужесточить меры против компаний РФ из-за провала нефтяного потолка
© BFM.RU

Дмитрий Лютягин независимый аналитик «Я думаю, что это больше вопрос не в части того, что США стремятся проверять, суда и не заходят в те порты, которые подконтрольны Америке или подконтрольны недружественным странам, которые присоединились к санкциям и к выполнению потолка цен на нефть и нефтепродукты из РФ. Есть необходимость работать со странами, которые не поддержали эти санкции, которые стремятся формировать дополнительные для себя бизнесы и бенефиты от работы с российской нефтью, но это сделать технологически сложно. Это технологически экономически сложно сделать, и на самом деле все лежит в области того, что у такого рода стран, у бизнесов из этих стран есть явный интерес к работе с российской нефтью. Они имеют возможность зарабатывать на этом неплохие деньги, на логистике, на фрахте и страховках, и это сейчас и происходит. То, что сейчас США пытаются подзакрутить гайки, как раз работает на руку компаниям, которые предоставляют эти услуги, тем, что они придут к российским нефтяным компаниям и скажут: ребята, риски увеличились, нужно дополнительно ввести коэффициенты повышающие на оплату. То есть это выльется в некое удорожание этой логистики, но она не прекратится».

Потолок стоимости, по которым западным компаниям разрешено транспортировать, покупать или страховать российскую нефть, составляет 60 долларов за баррель. При этом, по оценке Argus Media, которую приводит The Wall Street Journal, российская нефть Urals торгуется по цене около 74 долларов за баррель. Газета приводит данные S&P Global. Сообщается, что более половины экспорта сырой нефти Россия поставляет без страховки G7. В январе эта доля составляла около 35%.

Даже несмотря на неэффективность потолка цен на нефть, вряд ли его действие остановится, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Понятно, что логика действий заключается в том, чтобы увеличить себестоимость доставки российской нефти до покупателя, и в этом плане речь не идет о том, чтобы заработали санкции в виде потолка цены. То есть никто не будет бояться превысить потолок цены, они стараются нарастить издержки. Не будет момента, что, если цена нефти ниже 60 долларов за баррель, тогда, например, порт не будет ничего проверять и так далее, и эти издержки уйдут. Но все это работало бы, если бы они обслуживались в портах, например, западных стран — США, Европы или их союзника Японии. Но на практике-то мы видим, что они там не обслуживаются, что они заправляются, идет бункеровка, ремонтируют и все остальное в портах азиатских стран. Поэтому некая изолированность сумеречного флота от Запада приводит к тому, что вы ничего с ним сделать не можете. Я думаю, что это попытка сделать хорошую мину при плохой игре, и санкции потолка цены как не работали, так и не будут работать, потому что они находятся вне некой экосистемы западных стран по обслуживанию, по страхованию судов и перевозке нефти. Формально по правилам потолка цены они должны его менять каждые два месяца, средняя цена на российскую нефть минус 5%. Они ожидали, что потолок таким образом будет все время снижаться. Сейчас средняя цена на российскую нефть около 80 долларов за баррель, получается, что его надо повысить, 70 с лишним сделать, и в этом плане это то же самое, что расписаться в бездействии мер».

В октябре вице-премьер Александр Новак заявил, что потолок цен на российскую нефть оказался неэффективным. Он отметил, что цены на Brent выросли, дисконт снизился, и российская продукция реализуется по рыночным ценам, а это выше потолка.