Процессы потепления в России опережают средние по планете значения более, чем в два раза, отмечают ученые. Кандидат физико-математических наук, климатолог Алексей Кокорин в эфире телеканала «МИР 24» объяснил, что это связано с расположением страны на планете.
«Человечество усилило парниковый эффект примерно на 5%, и в результате климат стал более неустойчивым и в среднем более теплым. 90% этого тепла уходит в океан, поэтому над ним потепление меньше, а над сушей большей. Россия – это суша, поэтому у нас потепление сильнее. Значительная часть России – арктическая зона, и там потепление не в два, а в четыре раза больше, чем в среднем, в силу обратных связей. Все описано в докладах Росгидромета. Да, климат стал другой – не столько теплый, сколько нервный», – отметил эксперт.
По словам ученого, более частыми станут такие явления, как волны жары летом и волны тепла зимой, осенью и весной. Уже сейчас они стали в пять раз чаще. Эксперт привел в пример Москву, где рекордные показатели жары отмечались в 2010 и 2021 годах. По его словам, теперь подобное будет повторяться уже не раз в десять лет, а раз в три года.
Алексей Кокорин рассказал, что по всему миру будут учащаться и усиливаться те неприятные и аномальные явления, которые специфичны для одной и той же местности. Например, на юге Дальнего Востока это наводнения, на юге европейской части России – засухи, на северо-западе – штормовые ветра, в Арктике – таяние мерзлоты, более неустойчивая погода, метели, ветра и шторма. Исходя из этого, отмечает эксперт, на каждой территории России можно прогнозировать частоту этих явлений и учиться адаптироваться к ним.
Существует Национальный план адаптации к изменениям климата, он составляется на каждые три года. Сейчас реализуется план на 2023-2025 годы, сообщил ученый.
«Полтора градуса прибавятся, может быть, к 2035-му году. Если этот тренд будет продолжен, то в 2050-2060-е годы получим уже плюс два градуса. Но на этом хотелось бы ограничиться. Всем странам нужно приложить все усилия, чтобы стабилизировать ситуацию, прийти к углеродной нейтральности и адаптироваться к новой реальности», – заключил Алексей Кокорин.