«Ножки Патрушева»: вред здоровью и угроза экономике
Метания властей по поводу высоких цен на «социальное» куриное мясо привели чиновников к опаснейшей идее – открыть российский рынок для импорта. Причём не просто так, а обнулив ввозные пошлины. Судя по всему, память у властей предержащих короткая. Они забыли, что случилось 30 лет назад. Или же планируется целенаправленное уничтожение отечественного птицеводства.
«В целях стабилизации ценовой ситуации, а также обеспечения потребностей внутреннего рынка в мясе кур и пищевом курином яйце в условиях повышенного спроса на эти товары Минсельхоз России предложил вынести на рассмотрение подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию вопросы об установлении временного запрета на экспорт данных товаров за пределы территории РФ, а также об установлении в 2024 году тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении отдельных видов мяса кур домашних, ввозимых на территорию Российской Федерации, в объеме до 160 тысяч тонн», – говорится в сообщении Минсельхоза.
Информация о запрете проходила и ранее, правда, список того, что запретят вывозить, вроде как собирались сделать «секретным». По аналогии с постановлением об обязательной продаже валютной выручки, в котором список продавцов тоже «под грифом». И, судя по косвенной информации, в нём нет «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла» и т. д. Только мелкие фирмочки.
В данном случае от «секретности» вроде как собираются уйти, хотелось бы на это надеяться. Ситуация, действительно, аховая – увеличение цен на курятину того и гляди выльется в «острый рост социальной напряжённости». Так как все понимают, что проблема – в бесконтрольном экспорте. Как это было с бензином и соляркой. Кстати, Минсельхоз причины роста таки признаёт.
Птицеводство в РФ профицитное, то есть производит больше, чем страна может потребить. И, по идее, запрет экспорта – во всяком случае, официального, контрабанду всё равно не перекрыть – поможет. По итогам года отрасль намерена выйти на плюс 3%, то есть проблема будет гарантирована сняла. Останутся излишки? Так отлично! Их с удовольствием купят производители колбас и прочих мясных изделий.
Арифметика крайне проста. По данным Национальной мясной ассоциации (НМА) в 2022 году Россия экспортировала 350 тысяч тонн продукции птицеводства. Сейчас поставки за кордон выросли на 70%, то есть уедет не менее 600 тысяч тонн. 160 тысяч тонн никого не спасут.
«Исходя из указанной Минсельхозом необходимости сдерживания цен на социально значимую продукцию под экспортные ограничения могут попасть тушки бройлера и, возможно, окорочка. В основном эта продукция поставляется в Саудовскую Аравию и Казахстан. Ранее экспорт тушки бройлера для большинства производителей ограничивала Белоруссия для поддержки своего внутреннего рынка», – напоминает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев.
Зачем тогда этот беспошлинный импорт? А это – чистой воды вредительство. Как всегда, при дозволении ввезти 160 тысяч тонн приволокут миллион тонн, и с птицеводством случится то, что произошло в начале 90-х.
Все помнят так называемые «ножки Буша», которыми страну буквально завалили – за копейки. Причём сюда везли откровенную некондицию, просроченный и многократно перемороженный товар, который в США использовали исключительно для животных. Отходы! Потом в них нашли и сальмонеллу, и опасные концентрации хлора, и прочую гадость. Но в «лихие 90-е» никто ничего не проверял.
Советские птицефабрики вырабатывали достаточно курятины, «синие птицы» свободно лежали во всех магазинах и стоили недорого. Несмотря на не очень привлекательный внешний вид, они были и вкусными, и полезными, так как производились строго по ГОСТам. Но фактически дармовые ножки сделали отечественную продукцию неконкурентоспособной и почти все птицефабрики закрылись – разорились. Как несложно догадаться, организовано это было намеренно.
Таким образом, американцы провернули сразу три дела: уничтожили в РФ птицеводство, потравили русских полутухлой курятиной и ещё срубили на этом денег, много. Отрасль потом пришлось восстанавливать на пустом месте, на самообеспечение по мясу птицы Россия вышла только в 2018 году.
В Минсельхозе всё это забыли? По сути, нашу страну руками министерских чиновников сейчас собираются оставить без самого доступного мяса, опять подсадить на импортные поставки. Которыми можно шантажировать власть, ведь, если в магазинах пропадёт курица, социальный взрыв неминуем. А защищать чиновников, как показали события начала лета сего года, никто не будет.
«Сегодня льготных инвестиционных кредитов в птицеводстве нет, а ставка коммерческая достигает 18-20%. Кто же будет вкладывать в развитие, если регуляторные решения будут такими жесткими? Будет сложно убедить инвесторов восстанавливать птицефермы, которые устарели и требуют модернизации. Мы не оставляем надежды, что в диалоге с бизнесом регуляторы примут взвешенное и главное — действительно долгосрочно эффективное решение», – говорит глава НМА Сергей Юшин.
Проблема кредитования российской экономики сейчас, после повышения ставки рефинансирования, стала вообще нерешаемой. По сути, проценты совершенно запретительные, причём означенные 20% годовых – это для самого крупного бизнеса. А так 25-30% годовых и выше. Да ещё и не дадут, нынче ссуды реальному сектору экономики «не приветствуются».
О катастрофической ситуации с финансированием заговорили уже в полный голос. Крупные госкомпании требуют субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, в противном случае у них не сойдутся концы с концами. Правительство пока молчит, но долго изображать страуса не получится. Налицо самый настоящий ультиматум: если дешёвых денег не будет, «естественные монополии» собираются поднять тарифы.
Как несложно догадаться, «верхи» на этой пойти не могут, репутация власти будет подорвана окончательно. Собственно, проблемы госчиновников видны и на примере с курятиной. Потенциальный источник угрозы хотят спешно купировать, невзирая на последствия.
Наверху сидят отнюдь не дураки, последствия бесконтрольного экспорта мяса птицы очевидны. Но что будет дальше – непонятно. Отрасль, естественно, против импорта, а в курином бизнесе крутятся колоссальные деньги. Их никто не захочет терять. Могут скинуться и что-то учинить. Правда, тут можно рассуждать лишь о каких-то тактических «военных действиях», тогда как проблема имеет стратегический характер.
Запреты можно и не вводить – пусть вывозят. Но пусть и производят больше, чтобы всем хватало. Однако для того, чтобы так случилось, нужна коренная реформа денежно-кредитной политики. То есть, по сути, революция. Куроводы вряд ли ее организуют. Хотя это было бы не лишним.