Россияне будут больше тратить на кондиционеры и чаще болеть
Из-за изменения климата в России могут участиться засухи и наводнения, стать еще более долгими периоды жары, увеличиться число заболеваний и смертей среди отдельных групп людей. Такие риски перечислили в климатической доктрине страны, которую подписал президент 26 октября. «Парламентская газета» выясняла, кого это коснется и что предлагают сделать, чтобы не допустить серьезных последствий.
Плюсы тоже есть
Изменение климата создает угрозы для безопасности России, говорится в новой доктрине. Среди рисков — частые продолжительные засухи и жара в одних регионах, экстремальные осадки и наводнения в других. Для значительной части населения летом увеличатся расходы на кондиционирование воздуха. Многолетняя мерзлота продолжит разрушаться, леса станут еще более пожароопасными, одни виды растений и животных станут вытеснять другие.
Неутешительные прогнозы и для здоровья — ожидаемые изменения климата могут привести к распространению инфекционных и паразитарных заболеваний, росту заболеваемости и смертности людей, принадлежащих к отдельным социальным группам, указано в доктрине.
Хотя плюсы в глобальном потеплении тоже нашли. Расходы на отопление будут сокращаться, арктические грузовые пути — избавляться ото льда, а зоны растениеводства — расширяться.
К сотрудничеству готовы, дискриминация недопустима
Доктрина ставит несколько целей. Ключевая — достичь к 2060 году баланса между выбросами парниковых газов и их поглощением. Особую роль отвели адаптации населения, экономики и окружающей среды к неблагоприятным последствиям. Заниматься этим должны все уровни власти. Так, нужны планы адаптации к изменениям, льготы для компаний, чтобы те были заинтересованы заменять старое оборудование, меры, противодействующие росту инфекционных и паразитарных заболеваний. Кроме того, надо готовить научные кадры и дипломатов для переговоров в области климата с другими странами.
Россия готова участвовать в выработке коллективных мер для снижения антропогенного воздействия на климат вместе с мировым сообществом и помогать с сокращением выбросов развивающимся странам, но приоритетом будут национальные интересы. А меры борьбы с изменениями климата, которые дискриминировали бы участников международной торговли, недопустимы, провозглашает доктрина.
Она предполагает разработку на ее основе федеральных, региональных и отраслевых документов. Многое из этого заложено в стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
В чем спасение
Как рассказала «Парламентской газете» научный сотрудник лаборатории взаимодействия океана и атмосферы и мониторинга климатических изменений Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН Юлия Зюляева, средняя по России температура воздуха уже увеличилась на 1,35 градуса по сравнению со средними значениями 1961—1990 годов. Но это не значит, что все время будет тепло. Это значит, что экстремальные события, будь то жара, холод, засухи или ливни, будут все интенсивнее и чаще. А это не может не сказаться на здоровье людей, согласилась она. «Аномальная жара в средней полосе, особенно когда ночью температура не опускается ниже 23 градусов, опасна для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями», — сказала Зюляева. Так что чуть ли не единственным спасением становится кондиционирование воздуха, чтобы организм мог немного отдохнуть от тепловой нагрузки.
Всего же от экстремальных явлений, связанных с погодой, в прошлом году пострадало более 134 тысяч человек, рассказал ранее нашему изданию зампред Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев. Именно поэтому самое главное — в первую очередь адаптироваться к изменениям, а не пытаться повлиять на них. И для этого нужна централизованная работа, опирающаяся на оценки ученых. Конкретных же механизмов адаптации — хоть отбавляй. Например, нужно поменять строительные нормы, чтобы здания, которые возводят в зоне многолетней мерзлоты, не разрушались, считает Николаев.
В какой-то мере адаптироваться к изменениям климата нужно, согласился член Комитета Госдумы по просвещению, известный эрудит Анатолий Вассерман. И этим уже начали заниматься. «Например, сейчас очень многие районы традиционно изобильного земледелия становятся заметно засушливыми, и земледелие в них становится затруднительным, а районы, где раньше воды хватало, но было холодновато, начинают добирать нужное тепло и становятся урожайными. Насколько я могу судить по результатам земледелия в России, мы уже к этому неплохо адаптировались», — сказал он «Парламентской газете».
Но такую цель, как снижение выбросов парниковых газов, ставить не нужно, убежден Анатолий Вассерман. По его мнению, это требование западных стран, которые хотят обмануть весь мир для получения экономической выгоды. «Еще в 1909 году впервые было доказано, что эти самые парниковые газы снижают температуру поверхности Земли, а не повышают. Впоследствии этот факт был доказан множеством разных взаимонезависимых способов», — сказал он.
Кроме того, периоды похолодания и потепления случались в истории не раз. «Сейчас средняя температура Земли примерно на 5—10 градусов меньше, чем была тысячелетие назад во время предыдущего глобального потепления», — отметил думский эрудит.