Войти в почту

В Минсельхозе не поддержали идею создать отдельную программу по хмелеводству

Минсельхоз не рассматривает разработку отдельной программы по хмелеводству или включение ее в госпрограмму по развитию сельского хозяйства. Об этом РБК сообщили в министерстве в ответ на соответствующую инициативу пивоваров. Однако в Ассоциации производителей пива заявили Business FM, что официального отказа пока не получали.

В Минсельхозе не поддержали идею создать отдельную программу по хмелеводству
© BFM.RU

С предложением профинансировать масштабное выращивание хмеля в России представители отрасли обратились в ведомство в августе. Производители пива вынуждены завозить 95% хмеля из-за рубежа, поэтому они посчитали, что его можно и нужно культивировать внутри страны. Но выращивание хмеля — процесс небыстрый (растение плодоносит спустя три-четыре года после посадки, а окупает себя лет за десять) и трудоемкий (требуется спецтехника, которую в РФ не производят). Поэтому Ассоциация пивоваров попросила поддержку в 9,5 млрд рублей государственных субсидий. Комментирует исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов:

Вячеслав Мамонтов исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков «На нашем рынке наибольшая доля хмеля сейчас производится в Чувашии. Площади хмельников также расположены на сегодняшний день в Алтайском крае, в Республике Марий Эл, в Республике Алтай, в Липецкой области. Недавно стартовал хороший проект по выращиванию хмеля в Краснодарском крае. Производители пива действительно разрабатывают концепцию сотрудничества с фермерами в рамках собственных агропрограмм. Но это будут, наверное, партнерские отношения, потому что мы варим пиво, а развитием и производством хмелевой культуры должны заниматься профессионалы. Что касается поставок хмеля — на сегодняшний момент, в том числе в прошлом году, в основном поставки шли из Германии, Латвии, Нидерландов, Эстонии, из Австралии, Гонконга. Есть увеличение объемов поставок импортного хмеля из Турции, Китая, Литвы, Польши, Бельгии, Чехии».

Объем импорта хмеля и хмелепродуктов по итогам прошлого года составил около 4,5 тысячи тонн — это более 60 млн долларов. Сумма действительно внушительная, соглашается президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Однако если просчитать экономику возможного массового производства хмеля в России, вложения в нее будут несоизмеримо больше. Во-первых, западная сельхозтехника, необходимая именно для хмелеводства, специфична. Она находится под санкциями, завозить ее и обслуживать — долго и дорого. А создавать свои аналоги еще дороже и дольше. Во-вторых, сейчас, после повышения процентной ставки, инвестировать в масштабный и сложный сельхозпроект со сроком окупаемости свыше десяти лет решится далеко не каждый фермер. В-третьих, даже если гипотетически представить, что масштабная отрасль создана и вот она, продукция, то, чтобы окупить вложения, нужно рассматривать внешние рынки. А там наш хмель не ждут. Хмель не попал под санкции, но усложнилась логистика его поставок в Россию, продолжает Дмитрий Абзалов.

Дмитрий Абзалов президент Центра стратегических коммуникаций «Впрочем, есть сценарий, при котором производство в России большого объема хмеля было бы выгодно. Это если поставки этой продукции в нашу страну попадут под санкции. И данные санкции или их высокие риски будут сохраняться в перспективе десяти лет и дольше при очень высоком курсе валют относительно рубля. Но кто сейчас поручится, что такой сценарий сбудется?»

Да и выделять госсредства на производство алкоголя накануне выборов и при политическом курсе на здоровый образ жизни власть вряд ли станет.