Хронология развития перевозок грузовыми поездами по маршруту Китай - Европа
2011
19 марта первый грузовой поезд Китай - Европа отправился из Чунцина на юго-западе Китая в Дуйсбург (Германия).
2012
1 августа успешно прошел семинар по удобному таможенному оформлению, на котором таможенные органы восьми стран, в том числе Китая, России и Германии, договорились об упрощении процесса таможенного оформления и осуществлении взаимной нормативной помощи.
24 октября из Уханя отправился первый состав в рамках проекта международных грузовых перевозок "Китай - Европа".
2013
18 марта в город Чунцин прибыл первый грузовой поезд из Дуйсбурга (Германия), который достиг "нулевого" прорыва в обратном международном сообщении из Европы в Китай.
26 апреля отправился первый скоростной грузовой поезд из Чэнду в Лодзь (Польша).
18 июля первый товарный поезд отправился из Чжэнчжоу до Гамбурга (Германия).
2014
29 марта председатель КНР Си Цзиньпин во время своего визита в Дуйсбург (Германия) наблюдает за прибытием грузового поезда Китай - Европа, отправленного из Чунцина в Дуйсбург.
В мае генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин во время посещения Чжэнчжоуского международного сухого порта выразил надежду, что грузовые поезда будут ходить все чаще и чаще, что они будут служить узлом логистических каналов, связывающих Китай и зарубежные страны, огибающих Восток, центр и Запад, и внесут большой вклад в строительство Экономического пояса Шелкового пути.
В июле Китайская железнодорожная корпорация разработала новый график движения грузовых поездов Китай - Европа со скоростью 120 км/ч в соответствии с нормативом 1000 км в сутки, что открыло новый путь к повышению скорости движения железнодорожного экспресса Китай - Европа.
В августе Китайская железнодорожная корпорация разработала и выпустила временные меры по организации и управлению китайско-европейскими грузовыми поездами, определив "шесть унификаций и две гарантии" (унификация логотипа бренда, организации перевозок, цены, стандарта обслуживания, команды управления, координационной платформы, усиление гарантий механизма и оборудования) для создания единого бренда китайско-европейских грузовых поездов. Была выдвинута идея построения крупного железнодорожного канала Китай - Европа в трех направлениях - западном, центральном и восточном.
14 августа в Чунцине состоялось первое Китайско-европейское координационное транспортное совещание, на котором был подписан Меморандум об учреждении Китайско-европейского координационного совещания по линейному транспорту.
18 ноября из города Иу на востоке Китая отправился в путь первый грузовой экспресс в Мадрид (Испания). Это самый длинный маршрут среди челночных поездов Китай - Европа.
2015
Фото: Медиакорпорация Китая
В январе была введена в эксплуатацию автоматизированная функция обработки заявок на международные интермодальные перевозки China Railway 95306, которая изменила традиционный режим телеграфной заявки и телеграфного согласования поездов Китай - ЕС и сократила время обработки с 7-10 дней до 12 часов.
28 марта Китай опубликовал документ "Концепция и действия по продвижению строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века", в котором предлагается создать механизм координации железнодорожных перевозок и таможенного оформления в коридорах Китай - Европа, а также создать бренд грузовых экспрессов Китай - Европа.
В июле Организация сотрудничества железных дорог (OCRR) опубликовала пересмотренное Соглашение о международных железнодорожных перевозках грузов, которое снимает запрет на перевозку по железной дороге грузов, предназначенных исключительно для перевозки посылок, и устраняет нормативные ограничения на регулярную перевозку по маршруту Китай - Европа.
15 октября общее количество отправлений грузовых поездов Китай - Европа превысило 1 тыс. рейсов.
2016
8 июня был официально запущен единый бренд экспресса Китай - Европа. Грузовые поезда с единым брендом и логотипом отправились из Чунцина, Чэнду, Чжэнчжоу, Уханя, Чанша, Сучжоу, Дунгуаня и Иу соответственно.
20 июня председатель КНР Си Цзиньпин и президент Польши Анджей Дуда в Варшаве совместно приняли участие в церемонии, посвященной первому прибытию в Европу экспресса под единым брендом "Китай - Европа".
8 октября Канцелярия ведущей группы по продвижению строительства "Одного пояса и одного пути" выпустила "План развития строительства железнодорожных экспрессов Китай - Европа (2016-2020 гг.)", который является первым проектом высшего уровня по строительству и развитию грузовых поездов Китай - ЕС.
В декабре экспресс Китай - Европа (Сямэнь) был включен в программу "Пилотный проект безопасного и интеллектуального торгового маршрута Китай - Европа" и стал первым пилотным маршрутом железнодорожного транспорта в рамках этой программы.
2017
В апреле корпорация "Китайские железные дороги" и ОАО "Российские железные дороги" договорились о расширении электронного обмена данными при международных интермодальных перевозках грузов по железной дороге.
20 апреля железнодорожные ведомства семи стран - Китая, Беларуси, Германии, Казахстана, Монголии, Польши и России - подписали соглашение об углублении сотрудничества в области международного железнодорожного сообщения Китай - Европа.
Фото: Медиакорпорация Китая
26 мая по инициативе Китайской железнодорожной корпорации компании China Railway Container Transportation Co., Ltd. и 7 платформенных компаний совместно создали координационный комитет по грузовым поездам Китай - Европа и сформировали единую платформу координации перевозок.
В июле был введен в эксплуатацию международный интермодальный борт 95306 компании China Railway, благодаря которому погрузка и выгрузка поездов Китай - Европа стали более удобными и быстрыми.
В сентябре была введена в эксплуатацию функция заполнение накладных онлайн 95306. Изменилась ситуация с отсутствием электронной информации в бумажных накладных на маршрутах Китай - Европа. Это заложило фундамент для последующей электронной передачи банкнот и международного обмена данными.
С 17 по 19 октября представители железнодорожных ведомств Китая, Беларуси, Германии, Казахстана, Монголии, Польши и России приняли участие в первом заседании Совместной рабочей группы по организации перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай - Европа в Чжэнчжоу, на котором участники договорились, что председателем Совместной рабочей группы будет Китай. Это заседание ознаменовало собой официальное создание механизма международного железнодорожного сотрудничества в области перевозок Китай - Европа.
2018
10-11 апреля в Минске (Беларусь) состоялось второе заседание Совместной рабочей группы по организации перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай - Европа, на котором был утвержден годовой план работы экспертной рабочей группы.
26 августа общее количество отправлений грузовых поездов по маршрутам международных железнодорожных грузоперевозок Китай - Европа превысило 10 тыс. рейсов.
17-18 сентября в Потсдаме (Германия) состоялось третье заседание Совместной рабочей группы по организации перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай - Европа, на котором стороны утвердили меры по сотрудничеству в области организации перевозок комбинированной и оптимизированной группировки экспресса Китай - Европа, меры по взаимному уведомлению, информации и сотрудничеству в случае возникновения препятствий для организации перевозок, а также договорились о принятии в качестве наблюдателей Австрийской, Латвийской и Литовской железных дорог.
29 сентября поезд Китай (Чэнду) - Европейский Союз впервые прибыл в Нюрнберг (Германия) после перегрузки и таможенного транзита грузов в пункте пропуска Семеновка (Польша), открыв новый транспортный маршрут.
5 ноября председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в первой Китайской международной импортной выставке и вместе с высокопоставленными лицами осмотрел "цифровую"песочницу экспресса Китай - Европа в Китайском павильоне.
11 ноября планку по отправке 5 тыс. поездов в год, установленную правительством КНР, удалось выполнить на два года раньше срока.
2019
В январе поезд Китай - Европа (Чэнду) и поезд Китай - Европа (Чунцин) прошли через Алашанькоу и Калининград (Россия) в Европу в пробном режиме для смешанного железнодорожно-водного сообщения.
В феврале компания China Railway и немецкая компания Deutsche Bahn успешно организовали железнодорожную перевозку рельсовых балок Китай - Европа из Ноймарка (Германия) в Чэнду, что стало прецедентом для перевозки крупногабаритных и объемных грузов грузовым поездом Китай - Европа.
В апреле председатель КНР Си Цзиньпин на 2-м Форуме высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках "Пояса и пути" предложил "построить международные логистические и торговые коридоры, такие как маршруты Китай - Европа, новые сухопутные и морские коридоры, чтобы помочь большему числу стран повысить уровень взаимосвязи".
2-3 апреля в Алматы (Казахстан) состоялось четвертое заседание Совместной рабочей группы по организации перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай - Европа, на котором стороны утвердили Правила процедуры Совместной рабочей группы по организации перевозок контейнерными поездами.
В апреле Координационный комитет по перевозкам по маршрутам Китай - Европа выпустил систему оценки показателей качества перевозок поездов Китай - Европа и создал систему ежемесячного оповещения об этих показателях.
Фото: Медиакорпорация Китая
22 апреля Канцелярия ведущей группы Китая по содействию строительству "Пояса и пути" выпустила "Инициативу строительства "Пояса и пути": прогресс, вклад и перспективы", в которой утверждается, что "грузовые поезда Китай - Европа изначально изучили возможность формирования механизма многостранового сотрудничества по эксплуатации международного грузового поезда, механизма работы международных лайнеров на основе многонационального сотрудничества".
В апреле было официально подписано соглашение об обмене железнодорожными данными между Китаем и Казахстаном и между Китаем и Монголией, и Китайская железная дорога, казахстанские и монгольские железные дороги осуществили опытную эксплуатацию системы электронного обмена данными.
11 сентября на четвертом заседании Координационного комитета по перевозкам по маршрутам Китай - Европа, компания China Railway и китайские предприятия по эксплуатации грузовых поездов Китай - Европа совместно подписали Конвенцию о содействии высококачественному развитию грузовых поездов Китай - Европа.
25-26 сентября в Гданьске (Польша) состоялось пятое заседание Совместной рабочей группы по организации перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай - Европа, на котором стороны утвердили "Перечень перспективных направлений работы на 2020-2022 гг. рабочей группы экспертов по организации перевозок и маркетингу", "Перечень перспективных направлений работы на 2020-2022 гг. рабочей группы экспертов по информационному сотрудничеству" и "Методик недельного прогнозирования перевозок по маршрутам Китай - Европа". Стороны единогласно избрали Китайскую железную дорогу председателем Совместной рабочей группы на второй срок.
2020
21 марта из Иу в Мадрид отправился первый грузовой поезд Китай - Европа, перевозящий материалы для экспорта в Европу с целью предотвращения эпидемий и оказания помощи в предотвращении и борьбе с коронавирусом в Испании. 25 марта Россия сняла запрет на транзитные поставки продовольствия из стран ЕС.
В мае был открыт маршрут смешанного железнодорожно-водного сообщения в глубинку Европы через Калининград (Россия) и Балтийское море до порта Росток (Германия).
1 июля была введена в эксплуатацию система "цифровой КПП" 95306, которая изменила традиционный метод международного интермодального таможенного оформления, отменила искусственное декларирование и бумажную документацию, значительно повысила эффективность таможенного оформления.
В июле Китай приступил к реализации демонстрационного проекта по созданию центров консолидации поездов Китай - Европа в пяти узловых городах - Чэнду, Чжэнчжоу, Чунцине, Сиане и Урумчи, способствуя трансформации грузовых поездов Китай - Европа от "пункта к пункту" к "узлу к узлу".
В сентябре Китайская железная дорога приступила к реализации проектов расширения и реконструкции портов Алашанькоу, Хоргос, Эрэн-Хото, Маньчжурия и других с целью повышения общей пропускной способности.
В октябре в режиме видеоконференции состоялось шестое заседание Совместной рабочей группы по организации перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай - Европа, на котором был рассмотрен и согласован Меморандум о совместных действиях по повышению скорости движения контейнерных поездов, а также принято решение о принятии в состав Совместной рабочей группы в качестве наблюдателя нидерландской железнодорожной инфраструктурной компании Prorail.
В ноябре количество отправлений грузовых поездов Китай - Европа превысило 10 тысяч рейсов в этом году, что стало значимым событием в истории годовых отправлений поездов Китай - Европа.
2021
1 января города Чунцин и Чэнду одновременно отправили свой первый поезд по маршруту Китай - Европа. Поезд Чунцина направился в Дуйсбург (Германия), а поезд Чэнду - в Лодзь (Польша).
В феврале председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении на саммите Китая и стран Центральной и Восточной Европы предложил "продолжать поддерживать развитие грузовых поездов Китай - Европа и полностью использовать потенциал сотрудничества".
Фото: Медиакорпорация Китая
20 июня в Пекине состоялась пятая годовщина единого бренда грузового поезда Китай - Европа, на которой была развернута работа по продвижению высококачественного развития поезда на новом этапе и выдвинута формулировка документа "1+N+X" для грузового поезда Китай - Европа.
9 сентября в режиме видеоконференции состоялось седьмое заседание Совместной рабочей группы по организации перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай - Европа, на котором были утверждены Меры по подготовке полного расписания и сотрудничеству грузового поезда Китай - Европа (для пробной реализации) и Меры по согласованию перевозок грузового поезда Китай - Европа. Китайскую железную дорогу вновь избрали председателем Совместной рабочей группы.
14 октября председатель КНР Си Цзиньпин на церемонии открытия Второй конференции ООН по глобальному устойчивому транспорту отметил, что "во время коронавирусной пандемии грузовые поезда Китай - Европа и океанские грузовые суда курсировали круглосуточно, прилагая все усилия для обеспечения стабильности глобальной цепи поставок промышленной продукции".
2022
29 января суммарное количество поездов Китай - Европа превысило 50 тыс. рейсов.
В апреле грузовой поезд Китай - Европа впервые с пересечением двух морей - Каспийского и Черного, через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Румынию прибыл в Европу.
18 августа Государственный комитет по делам развития и реформ КНР, China Railway и Главное таможенное управление провели пресс-конференцию, на которой выпустили "Отчет о развитии грузовых поездов Китай - Европа (2021 год)".
13 сентября суммарное количество поездов Китай - Европа превысило 60 тыс. рейсов.
26 октября из Сианя отправился первый поезд Китай - Европа с точным графиком из Сианя в Дуйсбург (Германия).
Фото: Медиакорпорация Китая
5 ноября первый контейнерный поезд Китай - Европа с точным графиком (Сиань - Дуйсбург, Германия) прибыл в Дуйсбург (Германия). Время в пути составило 11 дней, 1 час и 35 минут, установив рекорд эффективности работы поездов по времени.
30 ноября началось строительство дополнительной второй линии на участке Цзинхэ - Алашанькоу железной дороги Ланьчжоу - Синьцзян.
9 декабря компания China Railway ввела меры по расширению количества поездов Китай - Европа и увеличению грузоподъемности. Максимальное количество составов поездов Китай - Европа со скоростью 120 км/ч увеличено до 55, а общий вес груза поезда Китай - Европа увеличился на 3 тыс. тонн.
2023
12 января на седьмом пленарном заседании Координационного комитета по организации перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай - Европа члены Комитета рассмотрели и подписали "Письмо-обязательство о поддержании имиджа единого бренда грузовых поездов Китай - Европа".
Фото: Медиакорпорация Китая
9 марта из города Иу отправился в Мадрид специальный контейнерный поезд Китай - Европа. В тот же день из Мадрида в Иу отбыл состав испанских товаров.
16 апреля общее количество поездов Китай - Европа, проходящих через железнодорожный порт Маньчжурия, превысило 20 тыс. рейсов.
19 мая председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении на первом саммите "Китай - Центральная Азия" заявил, что "для углубления взаимосвязи Китай увеличит объем трансграничных перевозок, поддержит строительство Транскаспийского международного транспортного маршрута, будет способствовать открытию рынка авиаперевозок и развитию региональных логистических сетей".
В июне в Гуанчжоу (Китай) состоялось заседание экспертной группы по точному графику поезда Китай - Европа, на котором все стороны согласовали точный график и дату отправления двунаправленных поездов Сиань -Дуйсбург (Германия) и Чэнду - Лодзь (Польша).