То в жар, то в холод: Как Россия будет жить в новом климате
Что такое новый климат России? Как к нему адаптироваться? Какие регионы в наибольшей мере могут ощутить его удар? Об этом корреспондент "РГ" беседует с Александром Чернокульским, и.о. замдиректора Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, ученым секретарем Программного комитета Третьей Всероссийской конференции "КЛИМАТ-2023", которая только что завершила свою работу.
Александр Владимирович, так совпало, что практически в те же дни, когда проходила конференция, группа из 1600 известных ученых со всего мира, среди которых были даже два Нобелевских лауреата, опубликовали в мировых СМИ открытое письмо. Они утверждают, что с климатом не происходит ничего страшного, что глобальное потепление - это циклический процесс, а потому направляемые на борьбу с ним сотни миллиардов долларов - деньги на ветер. На вашем форуме это громкое заявление обсуждали?
Александр Чернокульский: Может, вы удивитесь, но об этом не было сказано ни слова. Понимаете, такие "манифесты" появляются периодически. Как относиться к таким обращениям? Кто-то может сказать, ну раз даже Нобели отрицают глобальное потепление, значит, все эти опасения надуманы. Хотелось бы спросить тех, кто верит таким обращениям: если у вас заболит зуб, вы к кому пойдете, к стоматологу или урологу? Авторы подобных писем хотя и известные ученые, но в своей конкретной области. Практически никто не имеет отношения к климату. А ведь с ним из всех явлений природы по своей сложности мало что сравнится. Поэтому расчеты сценариев климата ведутся на мощных суперкомпьютерах, базы данных наблюдений постоянно пополняются, а сами модели улучшаются. И когда люди с именами запросто отмахиваются от работы тысяч специалистов, не вникая в суть их исследований, то это странно.
Может, у них какие-то свои интересы? Ну хорошо, давайте поговорим о конференции. Какие главные моменты можно выделить по сравнению с предыдущим подобным форумом 2019 года?
Александр Чернокульский: Во-первых, число участников выросло в два раза, их около 400. И если раньше это были в основном климатологи, то сейчас в работе принимали участие представители органов власти и коммерческих компаний. Во-вторых, сместился акцент докладов и сообщений. Если в 2019 году это была в основном физика климата, причины его изменений, оценка разных сценариев, то сейчас внимание смещается на последствия этих изменений и адаптацию к ним.
В России теплеет в два раза быстрее, чем в среднем по планете. Общая картина будет такой: зимой ослабеют морозы, продолжит таять вечная мерзлота
Не означает ли такой крен, что у нашей науки по поводу глобального потепления уже нет сомнений. И это, честно говоря, тревожно. Например, было заявлено, что согласованный в 2015 году Парижским соглашением по климату рубеж роста температуры в 1,5 градуса к 2050 году будет преодолен уже к 2030 году. Словом, климат пошел в разнос? Это научный факт?
Александр Чернокульский: К сожалению, это так. Что будет с климатом до конца века, уже понятно. Более того, критический порог в 1,5 градуса был преодолен на планете в прошедшем сентябре, а весь этот год ожидается самым жарким за всю историю наблюдений. С высокой вероятностью рост средней температуры на планете к 2030 году составит 1,7 градуса.
На конференции обсуждались разные критические точки, а также при каком уровне потепления они будут достигнуты. Возможно, они могут стать точками невозврата. Сейчас самая тревожная ситуация с двумя явлениями: разрушение коралловых островов в теплых районах Мирового океана, а также ситуация с лесами Амазонии, которые могут перестать поглощать СО2 и начать его выделять. Эти критические точки могут быть преодолены, если средняя годовая температура на Земле превысит 1,5 градуса относительно доиндустриальных значений.
Также вызывают тревогу и другие подобные точки, хотя для них температурный порог все же выше. Это - стремительное таяние ледников покровного оледенения Антарктиды, состояние морского льда в Баренцевом море, замедление циркуляции Атлантического океана, частью которой является течение Гольфстрим. Переход через эти точки может серьезно изменить общую ситуацию на планете. Скажем, прогнозируется, что уровень океана будет быстро подниматься. Уже сейчас он растет на 4,5 мм в год и к середине века повысится на 12-15 см. Такой подъем может стать угрозой некоторым прибрежным территориям. Во второй половине века уровень океана будет расти еще быстрее. Так что уже сейчас надо думать об адаптации, о том, как подготовиться к этой напасти.
Каким будет новый климат России? И как к нему адаптироваться?
Александр Чернокульский: У нас огромная территория, поэтому, конечно, климат проявит себя по-разному. Если говорить в целом, надо подчеркнуть главное: в России теплеет в два раза быстрее, чем в среднем по планете. Причины разные. Скажем, в приполярных широтах расположено 2/3 страны, где потепление происходит особенно интенсивно из-за различных обратных связей. К тому же огромная часть территории это суша, которая также греется намного быстрее, чем океан. С учетом этих тенденций общая картина нашего нового климата будет такой: зимой ослабеют морозы, продолжит таять вечная мерзлота, особенно на южной ее границе, что станет риском для 50 процентов предприятий и 70 процентов жилых зданий. Более интенсивными станут блокирующие антициклоны, а значит, в одних районах будет очень жарко, а в других соседних - очень холодно. Новый климат в ряде регионов иногда будет напоминать тропический - с высокой температурой и сильными ливнями, вызывающими наводнения.
На конференции много сообщений посвящено новому климату и ситуации в конкретных регионах. Например, Игорь Макаров из Высшей школы экономики представил рейтинг регионов по адаптации к таким рискам, как сильная жара, засуха, лесные пожары. Так вот самая тревожная ситуация может оказаться в Челябинской и Воронежской областях.
Интересно! А рядом с Челябинской расположена Свердловская. Там не так критично? По каким критериям сделаны эти расчеты?
Александр Чернокульский: Прежде всего надо подчеркнуть, что ученые решали очень нетривиальную задачу, ведь требуется учесть разные показатели, например, ожидаемое изменение экстремально высокой температуры, уязвимость населения, например, долю людей старше 65, долю с сердечно-сосудистыми заболеваниями, оценить риски для различных объектов и т.д. В итоге был получен комплексный показатель, который и учитывался в рейтинге. Понятно, что это первые результаты методики, ее будут совершенствовать и уточнять. Еще одна интересная работа ученых МГУ анализирует эрозию арктического побережья России. Так как берега там состоят в основном из вечной мерзлоты, которая деградирует, то волны буквально размывают сушу, и каждый год мы теряем около 150 квадратных километров территории.
По мнению многих специалистов, потепление благо для нашего сельского хозяйства...
Александр Чернокульский: Да, для ряда регионов потепление на руку. Климат становится более комфортным для ведения сельского хозяйства в регионах, которые раньше не были сельскохозяйственными лидерами, но им надо адаптироваться к такому "подарку", ведь там почва совсем не чернозем. А вот нашим основным урожайным районам грозит более частая летняя засуха. Поэтому здесь придется пересматривать культуры, создавать устойчивые к новым условиям.
Также в центре внимания форума были экологические и социально-экономические последствия. Увеличится ареал переносчиков некоторых опасных заболеваний, например, лихорадки Западного Нила, во время волн холода и жары вырастет избыточная смертность населения. Среди мер адаптации к жаре в городе, например, обсуждались водно-зеленые "каркасы", проекты по озеленению и покраске домов в белый цвет. Представители Москвы рассказали о принятом накануне плане адаптации к будущему климату города.
В России разработан Национальный план адаптации к изменениям климата. Были на форуме предложения по его корректировке?
Александр Чернокульский: Адаптация - это большой объем самых разных мер, чтобы снизить ущерб от роста температуры, уровня моря, экстремальных погодных условий и т.д. Все это подробно прописано в национальном плане. Конечно, появляются новые знания, и они показывают, что какие-то климатические опасности избыточны, например, ряд эндогенных процессов не связан с климатом, а какие-то и упущены, как, скажем, число переходов температуры воздуха через ноль градусов. Но среди проблем адаптации, по мнению участников конференции, одна из самых главных - это просвещение населения, подготовка кадров. Опыт показывает, что во многих регионах до конца понимают суть дела. В планах нередко риски и мероприятия по их снижению не стыкуются, например, они направлены на минимизацию и так достаточно слабых рисков, а какие-то опасные остаются "за кадром". Поэтому эффект получается низкий.
Чтобы поправить ситуацию, надо поднимать компетенции на местах, повышать климатическую грамотность у людей. Кстати, в нашей конференции участвовало немало представителей регионов, которые как раз и занимаются разработкой и реализацией региональных планов по адаптации к изменению климата.