Сахалин намерен стать морским логистическим хабом
Власти Сахалинской области поставили задачу в кратчайшие сроки превратить территорию из преимущественно сырьевой в производственную.
- Чтобы регион перешел из фазы добывающей в фазу промышленную, нужны и логистические возможности, в том числе глубоководный порт - ключ к открытию Сахалина, - подчеркнул на полях Дальневосточного энергетического форума "Нефть и газ Сахалина" глава области Валерий Лимаренко.
Речь прежде всего идет о строительстве многофункционального грузового морского порта в селе Новое Макаровского района и модернизации Корсаковского морского порта.
- Проект многофункционального грузового района будет реализован на принципах государственно-частного партнерства в рамках комплексного плана расширения и модернизации магистральный инфраструктуры. Это федеральная концессия, соглашение заключено в мае 2021-го при участии Федерального агентства морского и речного транспорта, - пояснил Владислав Потоцкий, представитель компании, реализующей проект.
Как сообщил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Максим Жоголев, в строительство объекта вложат 35 миллиардов рублей, из них 3,6 миллиарда поступит из федерального бюджета.
Под будущий порт отведено 400 гектаров на берегу залива Терпения. С одной стороны, точка достаточно удаленная от населенных пунктов, с другой - ее транспортная доступность обеспечена связью с Сахалинской железной дорогой и федеральной автотрассой № 393.
В основном порт мощностью более 14 миллионов тонн в год будет ориентирован на перевалку углеводородов, он сможет принимать суда дедвейтом до 150 тысяч тонн. Для этого на первом этапе строительства предусмотрено дноуглубление до 19 метров.
- Мы также планируем возвести достаточно серьезное сооружение - дамбу, чтобы обеспечить возможность круглогодичного, всесезонного использования порта. Он будет с большими причальными стенками, с конвейерной погрузкой угля, ведь мы ориентируемся в том числе и на внутренний рынок Сахалина, где сейчас разрабатывается много угольных месторождений, - рассказал Владислав Потоцкий. - В силу того что земельный участок большой, возможно и даже необходимо расширение - мы готовы обеспечить кратное увеличение производительности порта, а также предоставить свои мощности для нужд Северного морского пути. Например, в Новом можно будет осуществлять перегруз с ледокольного флота на суда неледового класса. В первую очередь это относится к углеводородам.
Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов
В настоящее время проект многофункционального грузового морского порта в Макаровском районе проходит государственную экспертизу. Подготовительные строительные работы начнутся в этом году, а завершение стройки планируется в 2027-м. По оценкам, после ввода предприятия в эксплуатацию появится более 400 рабочих мест с достойной заработной платой. Помимо этого порт даст импульс для экономического роста Макаровского и Поронайского районов и дополнительные налоговые поступления в бюджет области.
Новый порт мощностью более 14 миллионов тонн в год сможет принимать суда дедвейтом до 150 тысяч тонн
В конце сентября был одобрен проект первой очереди модернизации порта Корсаков - обновления гидротехнических сооружений Южного погрузрайона - части производственного комплекса по перевалке генеральных грузов, рыбной продукции и водных биологических ресурсов. "Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на первую очередь реконструкции объектов портовой инфраструктуры в морском порту Корсаков в рамках создания логистического технопарка Сахалинской области", - сообщили в ведомстве.
Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов
Модернизация необходима четырем причалам Южного пирса общей протяженностью 521 метр. Помимо этого запланировано дноуглубление подходного канала и операционной акватории порта с целью захода крупнотоннажных судов, строительства и эксплуатации промышленных объектов по переработке, хранению и отгрузке рыбной продукции.
- После проведения реконструкции ежегодный грузооборот Южного погрузрайона увеличится почти в 12 раз (с 0,34 до четырех миллионов тонн), рыбного терминала - в четыре раза (с 0,15 до 0,6 миллиона). Весь проект планируется реализовать до 2027 года, - рассказал зампред регионального правительства Антон Зайцев.
Еще один элемент первого этапа модернизации Корсаковского порта - строительство рыбоперерабатывающего комплекса мощностью до 500 тонн в сутки с автоматизированным комплексом по переработке рыбы, жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе, холодильником на пять тысяч тонн.
- Нужны современные перерабатывающие мощности, холодильники, чтобы выпускать именно ту продукцию, которая требуется современному потребителю. Тогда наши рыбаки будут разгружать свои суда на Сахалине, а не в Корее или Китае, здесь будут выплачиваться налоги и создаваться рабочие места. Именно на это направлены усилия по модернизации Корсаковского порта, - заявил председатель правительства Сахалинской области Алексей Белик.
Строительство нового и глубокая модернизация существующего порта заложат основы для создания на Сахалине морского логистического хаба, который, по мнению властей области, должен стать одним из ключевых звеньев Северного морского пути, а также обеспечить транзит грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.