К дизайну денежных купюр предложили привлекать экспертов из разных сфер
На купюре в тысячу рублей, посвященной Приволжскому федеральному округу, Дворцовая церковь в Казанском кремле была изображена без креста, что вызвало критику со стороны Русской православной церкви и сенаторов. Вряд ли отпечатанные банкноты попали в оборот, поэтому у Центробанка есть возможность поправить ошибку и удовлетворить всех. А чтобы впредь не допускать промашек, к обсуждению дизайна купюр регулятору следует привлекать представителей экспертного сообщества. Об этом «Парламентской газете» заявил президент Ассоциации банков России Георгий Лунтовский.
Правильная реакция
В понедельник, 16 октября, Банк России ввел в обращение модернизированные банкноты номиналом 1 тысяча и 5 тысяч рублей. При этом на тысячерублевке Дворцовая церковь в Казанском кремле была изображена без креста, что вызвало критику со стороны Русской православной церкви и сенаторов.
Банк России отреагировал на замечания. На сайте регулятора 18 октября появилось сообщение о намерении доработать дизайн обновленной банкноты. В настоящее время принято решение остановить ее выпуск, в широкое обращение она не поступила, сообщает пресс-служба ЦБ.
Что изображено на отозванной банкноте номиналом одна тысяча рублей.
На лицевой стороне купюры изображены Никольская башня Нижегородского кремля, Нижегородская ярмарка, стадион «Нижний Новгород», культурный центр «Пакгаузы», а также стрелка Оки и Волги. На оборотной — река Волга, Жигулевские горы, Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан и башня Сююмбике в Казани, Музей археологии и этнографии в Уфе.
В своем Telegram-канале церковный и общественный деятель, журналист, педагог Владимир Легойда решение Банка России доработать дизайн обновленной банкноты в 1000 рублей назвал очень правильным. По его мнению, оно отражает способность руководства структуры адекватно откликаться на реакцию и запросы гражданского общества, значительную часть которого составляют представители традиционных религий.
«Совершенно очевидно, что верующие люди имеют право голоса при рассмотрении вопроса об использовании в публичном пространстве изображений, относящихся к религиозному наследию. Мы, со своей стороны, выступаем за то, чтобы православный крест, который олицетворяет религиозную и культурную идентичность большинства наших граждан, был естественной частью государственной символики нашей страны», — отметил Легойда.
Рисовать нужно правильно
Владимир Легойда считает, что к отбору изображений на купюрах следует подходить более тщательно. «Чтобы не создавать напряжение там, где его вполне может не быть. Да и просто не должно быть», — написал он в своем Telegram-канале.
С позицией Легойды согласился и председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. По его мнению, по таким вопросам должно проходить общественное обсуждение с участием представителей традиционных конфессий. «Храм без креста напоминает нам о мрачном периоде богоборчества, и размещать подобное изображение на купюрах как минимум неразумно и даже провокационно. Очень надеюсь, что произошедшее больше не повторится», — написал сенатор в соцсетях.
Заместитель Легойды в синодальном отделе Вахтанг Кипшидзе отметил, что создателям дизайна купюры не удалось показать Казань как «межрелигиозный город». Как он написал в Telegram-канале, был миллион способов показать, что Казань — межрелигиозный город, где символы православия и ислама, да и всех традиционных религий прекрасно уживаются в публичном пространстве (как это и есть на самом деле). «Но, как говорится, увы», — сокрушился Вахтанг Кипшидзе.
Президент Ассоциации банков России Георгий Лунтовский в беседе с «Парламентской газетой» напомнил, что ранее при обсуждении дизайна купюр регулятор привлекал разного рода экспертов достаточно серьезного уровня. «Выбирали объекты, которые хотели бы изобразить на банкнотах. Такую практику нужно продолжать, если мы будем дальше что-то менять. Но в данном случае нужно просто поправить ошибку и идти дальше», — пояснил глава ассоциации.
По его мнению, вмешательство общественности и политиков предотвратило более серьезные последствия от невнимательности дизайнера. «Вряд ли эти банкноты были запущены в оборот. Скорее всего, какое-то количество было отпечатано, поэтому у них есть возможность поправить ошибку и удовлетворить всех», — резюмировал Георгий Лунтовский.