Эксперты оценили планы повысить в России минимальную цену на водку
В России со следующего года могут повысить минимальные розничные цены (МРЦ) на водку, коньяк и бренди. Эксперты по просьбе Рамблера прокомментировали соответствующие планы властей.
Минфин ранее предложил установить новые МРЦ на водку, бренди и коньяк с начала 2024 года. Так, минимальную розничную цену бутылки водки 0,5 литра предлагается повысить до 299 рублей (с 281 рубля в этом году), бренди - до 403 рубля (сейчас 375 рублей), коньяка - 556 рублей за 0,5 литра (с 517 рублей). Кроме того, впервые предполагается установить минимальную цену на ром в рознице - 403 рубля за 0,5 литра.
Глава Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин отметил, что инициатива связана с повышением ставок акцизов со следующего года, а также с ростом издержек производителей крепкого алкоголя.
Для покупателей цена вырастет в любом случае - вне зависимости от того, будут ли установлены новые МРЦ или нет. Минимальные розничные цены предназначены для надзорных органов. Если магазин продает алкогольную продукцию, на которую установлены МРЦ - водку, шампанское, бренди, коньяк, то при нарушении этих минимальных цен он может быть лишен лицензии во внесудебном порядке. То есть данная мера нацелена на то, чтобы осечь нелегальную продукцию, которая производится и реализуется без уплаты налогов и создает на рынке нездоровую конкуренцию.
Павел ШапкинПредседатель Национального союза защиты прав потребителей, глава Центра разработки национальной алкогольной политики
С развитием системы ЕГАИС [Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции], охватывающей в настоящее время практически всю розницу, минимальные розничные цены на алкоголь уже не имеют того значения, которое имели 10 -15 лет назад, подчеркнул Шапкин.
"Тем не менее они позволяют создать легальным производителями справедливые условия, чтобы не было тех цен, которые бы не позволяли им нормально конкурировать и фактически загоняли бы весь сектор в тень. Если в низком ценовом сегменте, где наблюдается жесткая конкуренция, появляется продукция, стоимость которой ниже, чем у конкурентов, то это приводит к перераспределению рынка. Чтобы этого не было, чтобы легальные производители могли обеспечить себе нормы рентабельности, происходит повышение МРЦ", — добавил эксперт, отметив, что повышение МРЦ на крепкий алкоголь не отразится на стоимости этой продукции в среднем и верхнем ценовых сегментах.
Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов, комментируя планы Минфина, заявил о необходимости учитывать риски, связанные с повышением цен на легальный алкоголь.
Поскольку речь идет о товаре, с одной стороны, повседневного спроса, с другой - неполезном, то любые меры, которые направлены на ограничение его потребления, приветствуются. Другой вопрос, что всегда нужно помнить о рисках, которые связаны с повышением цен на легальный алкоголь. Это нелегальный рынок, куда может перетечь потребитель. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о контрольных мероприятиях на этом рынке, которые сейчас сильно ограничены из-за моратория. Очевидно, что повышение МРЦ необходимо увязывать с возвращением проверок. Кроме того, де-факто существует широкий нелегальный канал - это интернет-продажи алкоголя. И здесь тоже нужно говорить о легализации и жестком регулировании данного сегмента, потому что иначе потребитель будет просто находиться в этой "серой зоне", где он по сути не защищен, где качество продукции не гарантировано и прочее. Все это нужно увязывать в один пакет мер, чтобы не было перетока потребителей на нелегальный рынок.
Олег Павлов Глава общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива"
Ранее глава "Клуба профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский рассказал, когда выгоднее покупать алкоголь к Новому году.