На топливном рынке начинаются сложности с зимним дизелем
Не успел топливный рынок полностью справиться с одной проблемой, как на горизонте появилась новая. Речь идёт о зимнем дизеле. Как рассказал Национальному аграрному агентству президент Независимого топливного союза Павел Баженов, уже сейчас этот вид топлива в опте дороже летнего на 20%. Дело в том, что производится зимнего дизтоплива в нашей стране недостаточно. Ещё несколько лет назад большой объём такого горючего покрывался за счёт блендинга, т.е. смешения летнего дизеля с товарным авиакеросином, который делает его морозостойким. Минфин ранее не считал это производством, но затем изменил свой подход к технологии. Теперь нефтебазы, которые производят зимнее дизтопливо, обязаны платить с этого акциз. «Такая мера уничтожила экономику данного процесса, и рынок оголился», - объясняет Баженов. Напомним, что год назад в Российском топливном союзе в качестве варианта решения проблемы предлагали закрыть экспорт зимнего дизеля и договориться о его поставках с Беларусью. В этой связи стоит отметить, что введённое правительством РФ в конце прошлого месяца ограничение на поставки горючего за границу, действительно, помогло справиться с летним топливным кризисом. Сейчас ситуация на бирже выправляется, идёт снижение мелкооптовых цен на нефтебазах, где в основном и закупаются фермеры, говорит Баженов. При этом он отмечает, что мелкооптовые цены по времени отстают от биржевых, т.е. «до регионов снижение должно ещё доехать». Уже сейчас, по его словам, стоимость топлива на бирже практически откатилась к докризисному уровню. «Надо понимать, что наступает низкий сезон, поэтому цены снизятся ещё сильнее, особенно, учитывая серьёзный контроль и радикальные решения со стороны регулятора», прогнозирует эксперт. Опрос аграриев из регионов, который Национальное аграрное агентство провело в начале сентября, показал, что средняя цена дизтоплива на тот момент составляла 80 рублей. При этом максимальная на юге страны превышала 100. Это почти в два раза выше от уровня весенней посевной. «Проблема с топливом – кричащая», заявил тогда глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. Под угрозой срыва была уборочная. Однако, несмотря на высокие цены на горюче-смазочные материалы, кампания завершается в графике, сообщили ТАСС власти регионов. В тоже время из-за переплаты за ГСМ они не исключили роста цен на конечную продукцию. Как можно помочь сельхозпроизводителям справиться с последствиями повышения цен на топливо, сейчас обсуждают в Госдуме, сообщил глава комитета по энергетике Павел Завальный. В качестве одного из вариантов рассматривается выделение субсидий на 12-14 млрд рублей, но других подробностей инициативы депутат не раскрыл. Национальное аграрное агентство продолжит следить за ситуацией на топливном рынке.