На Северном Кавказе возбудили дела из-за повышения цен на топливо
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что в ряде регионов России, в том числе в СКФО, выявлены признаки нарушения закона о конкуренции и возбуждены административные дела. Речь идет о ситуации на рынке нефтепродуктов и топлива. В числе первых под прицел ФАС попали две ставропольские компании, а также ассоциация владельцев автозаправочных станций из Дагестана.
Здесь республиканское УФАС усмотрело в действиях руководителя незаконную координацию экономической деятельности. По данным ведомства, президент ассоциации координировал работу ее членов - владельцев и арендаторов АЗС. Делал он это путем рассылки сообщений в мессенджере, что привело к одновременному повышению розничных цен на топливо в регионе. Скриншот письма, адресованного владельцам заправок, появился в местных социальных сетях еще в августе. В нем глава ассоциации дает своим коллегам указание поднять стоимость топлива. И хотя впоследствии Юсуп Чарабураев заявил, будто скриншот письма является фейком, ему мало кто поверил: как раз в это время начали стремительно расти цены на ГСМ. Учитывая, что в регионе практически нет крупных сетевых АЗС, все они частные, закупающие топливо через посредников, ситуация усугубилась.
Тотальные проверки автозаправочных станций Дагестана начались после трагической истории со взрывом возле АЗС в Махачкале, где в августе этого года погибли 35 человек. По данным Кавказского управления Ростехнадзора, к началу сентября в регионе проверили 596 АЗС, выявили более четырех тысяч нарушений. В результате работа 60 заправок была приостановлена, что также сказалось на росте стоимости топлива на местном рынке: продавцов стало меньше, а это повлекло за собой дефицит. Сейчас, по последним данным, средняя цена литра бензина марки АИ-92 в Дагестане составляет 56,5 рубля, АИ-95 - 62 рубля, дизельное топливо на заправках отпускают по 70 рублей.
Чтобы завершить уборку урожая, пришлось приобрести дизельное топливо по 80-83 рубля за килограмм
В Ставропольском крае фигурантами административных дел стали две здешние компании - "Гудвил-А" и "Реалграмм". По данным УФАС, они продавали моторное топливо по завышенной цене. "Расследование продолжается, решение вынесет суд, сейчас готовимся к нему", - сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе регионального управления. Всего по итогам первичного анализа ситуации на рынке нефтепродуктов Федеральная антимонопольная служба возбудила шесть дел. Их фигурантами также стали компании "Осколнефтеснаб" в Белгородской области, "Газпромнефть-Региональные продажи" в Ростовской области, Ильский нефтеперерабатывающий завод имени А. А. Шамары и группа компаний "Славянск ЭКО" в Краснодарском крае. Претензии к этим фирмам связаны с продажей моторного топлива по завышенной цене и с заключением антиконкурентного соглашения.
Цены на топливо на юге России ползут вверх уже несколько месяцев. Об этом говорили кубанские фермеры на своем съезде, состоявшемся в середине сентября. К тому времени оптовые цены на дизельное топливо подскочили на 30-50 процентов. В разгар уборочной кампании и приближающейся осенней посевной аграрии не только Краснодарского, но и Ставропольского края, а также всех республик СКФО попали в патовую ситуацию, а над небольшими фермерскими хозяйствами и вовсе нависла угроза банкротства.
- Я еще в начале года закупил дизельное топливо по 45 рублей за литр, поэтому пока пользуюсь тем, чем запасся заранее, а большинству коллег теперь приходится платить втридорога, - сказал в беседе с корреспондентом "РГ" глава одного из известных фермерских хозяйств на юге России Петр Емельянов.
На Кубани мониторинг цен на топливо ведет краевая ассоциация АККОР, которая собирает коммерческие предложения по оптовым закупкам. Информация просто шокирует, и она поступает не только из Краснодарского края: аналогичная ситуация и в других регионах юга России и Северного Кавказа.
- Обычно бензин дороже солярки, а сейчас наоборот. С подобным парадоксом мы столкнулись впервые, - говорит председатель АККОР Краснодарского края Александр Шипулин. - Чтобы завершить уборку в нашем хозяйстве "Теплый стан", пришлось приобрести дизельное топливо по 80-83 рубля за килограмм. Полтора миллиона на это ушло, но другого выхода не было. Остается надеяться, что ФАС умерит аппетиты топливных монополистов.
Вернувшись из поездки по югу России, председатель АККОР России, депутат Госдумы РФ Владимир Плотников рассказал о состоявшемся разговоре коллегам-парламентариям. Реакция последовала незамедлительно: председатель Государственной Думы Вячеслав Володин поручил трем профильным комитетам - по аграрным вопросам, по бюджету и налогам, по энергетике - отслеживать данную ситуацию и регулярно докладывать о том, как насыщается топливом рынок, ползут ли цены вверх и не образуется ли где дефицит. А буквально через несколько дней для стабилизации внутреннего рынка правительство РФ временно ограничило экспорт бензина и дизеля.
Россия, как выяснилось, производит ДТ в два раза больше, чем его нужно на внутреннем рынке, так что в нормальной ситуации предпосылок для образования дефицита нет. Его причина лежит, что называется, на поверхности - скупка нефтепродуктов на российских биржах и отправка их за границу, где они продаются как минимум на треть дороже. Причем многие экспортируют бензин и дизельное топливо по "серым" схемам. А в это время фермеры вынуждены в поисках топлива ездить по соседним регионам, поскольку на рынке внутри страны образовался дефицит. Об этом шла речь на заседании Совета АККОР России, проходившем в Москве в конце минувшей недели.
- Цены растут на все, кроме нашей продукции, - сетует Инал Алакаев, руководитель ассоциации фермеров Кабардино-Балкарии. Выращенную с таким трудом пшеницу и кукурузу мы вынуждены отдавать за бесценок, а вот топливо покупаем втридорога. Да еще попробуй его найти! Лично я за соляркой езжу в Ставропольский край. Еще до подорожания заплатил поставщикам по 73 тысячи за тонну дизельного топлива, а потом они подняли цену до 100 тысяч за тонну. После того, как шум поднялся из-за запредельных цен, снизили стоимость до 82,5 тысячи. Для моего хозяйства это разорение, но выхода не было, вынужден был платить, иначе уборку и посевную пришлось бы останавливать. Здесь, в Москве, обсуждаем с коллегами сложившуюся ситуацию - у всех одна беда. Будь моя воля, перестал бы кормить нефтяников хлебом и мясом. Пусть попробуют выжить на голодном пайке.
Как стало известно, Федеральная антимонопольная служба направила руководителям крупных нефтяных холдингов, а также владельцам независимых сетей АЗС письма о необходимости снизить цены на нефтепродукты при реализации - и мелкооптовые, и розничные. При этом учесть изменения оптовой стоимости топлива, которая после отмены экспорта начала двигаться вниз, хотя и очень медленно. "В случае отсутствия принятых мер со стороны организаций служба будет рассматривать это как признаки нарушения антимонопольного законодательства", - подчеркнули в ведомстве.
Появилась и обнадеживающая информация. Как подтвердили фермеры, на Северном Кавказе преодолен дефицит дизельного топлива. Кроме того, по данным Росстата, с 26 сентября по второе октября розничные цены на бензин впервые с весны перешли к снижению, сократившись на 0,4 процента. В среду, четвертого октября, вице-премьер Александр Новак заявил, что ситуация на топливном рынке стабилизировалась. В пресс-службе ФАС отметили, что проверяют, насколько с экономической точки зрения обоснованы цены при мелкооптовой продаже топлива с нефтебаз. В ведомстве также следят, как формируются цены на всем пути продукта - от закупки на НПЗ до продажи на АЗС.