«Агроэкспорт»: за 5 лет Россия вдвое нарастила экспорт безалкогольных напитков
Об этом сообщил руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов на панельной дискуссии «Перспективы развития экспорта российских напитков», состоявшейся 4 октября в рамках 25-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2023».
Прогноз по увеличению глобального спроса создает потенциал для дальнейшего наращивания экспорта.
«С точки зрения потребления мировой рынок напитков ждет значительный рост. К 2027 году включительно он составит практически 40 %. Причем потребление воды без добавок будет расти опережающими темпами – около 7 % ежегодно», – пояснил Краснов. По его словам, в настоящее время основными покупателями российских безалкогольных напитков являются страны постсоветского пространства: Казахстан, который в 2022 году импортировал российских напитков на 223 млн долл. США, Беларусь (69 млн долл. США) и Узбекистан (52 млн долл. США). Однако серьёзные экспортные перспективы для российских производителей напитков имеют и рынки дальнего зарубежья.
Для реализации этих возможностей «Агроэкспорт» и Strategy Partners совместно с ведущими производителями и экспортерами продукции АПК разработали Концепцию развития экспорта российских безалкогольных напитков. В ней проанализированы 6 стран, перспективных для развития российских поставок: Китай, Индия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль и Казахстан. Приоритетной страной определен Китай, объем импорта которого по итогам 2022 года составил почти 1,5 млрд долл. США. Интересен и рынок Индии как один из наиболее быстрорастущих: до 2027 года ожидается ежегодный прирост потребления соков в стране на 13 %, а воды без добавок – на 20 %. В число быстрорастущих рынков также входит Саудовская Аравия, где ожидается стремительное увеличение спроса на питьевую воду.
В концепции исследованы категории, имеющие в России достаточный производственный потенциал: яблочный сок, минеральная вода и лимонад. «Основная цель разработки Концепции – диверсификация направлений экспорта российских безалкогольных напитков. Но чтобы двигаться в дальнее зарубежье, нужна зонтичная стратегия, в основе которой будут лежать локомотивные продукты», – подчеркнул партнер Strategy Partners Владимир Шафоростов. В Концепции проанализированы потребительские предпочтения в данных сегментах, и на примере китайского рынка подготовлена стратегия продвижения российских напитков с использованием зонтичного бренда.
Однако, по словам президента Союза производителей соков, воды и напитков Максима Новикова, не все производители перспективных товаров имеют достаточно ресурсов и экспертизы, чтобы правильно позиционировать свой товар. «Синергия отраслевого союза с «Агроэкспортом» и профессионалами поможет быстрее и лучше развивать данное направление», – уверен Новиков.
Вице-президент РЭЦ Алексей Солодов обратил внимание, что мировой рынок напитков отличается высокой конкуренцией, в связи с чем крайне важной составляющей успешных продаж является эффективная маркетинговая стратегия.
Об особенностях спроса и потребительских предпочтениях в целевых странах рассказали представители бизнеса из КНР и Саудовской Аравии.
Так, заместитель директора китайского торгового холдинга Lianhua Supermarket Гу Фэнмин отметил, что в КНР наиболее высокими темпами растет спрос на фруктовые соки и напитки с добавлением разных фруктов. Также увеличивается спрос на бутилированную воду, так как потребители стали внимательнее относиться к своему здоровью. «В целом в Китае положительно воспринимают товары из России, но уровень осведомленности китайских потребителей о российской продукции пока находится на достаточно низком уровне. Здесь большую роль будут играть грамотное позиционирование и продвижение», – признал Гу Фэнмин.
В Саудовской Аравии пользуются популярностью сладкие напитки, хотя и набирает тренд на пониженное содержание сахара в продукте, отметил генеральный директор Al Hazza Trading Company Хасан Аль-Хаззаа. Для выхода на саудовский рынок необходимо тщательно его изучить, считает эксперт. «В качестве первого шага необходимо привезти образцы и получить обратную связь от потребителя и трейдера. Они смогут посоветовать, что изменить в рецептуре или упаковке. Кроме того, важно найти хороших дистрибьюторов для определенных областей и разных каналов сбыта», – поделился советами Хасан Аль-Хаззаа.
(Источник и фото: Управление внешних коммуникаций Федерального центра «Агроэкспорт»).
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.