Войти в почту

Чем оборачиваются решения, принятые на основе недостоверной информации

Информацию сегодня называют "новой нефтью": умение работать с ней во многом определяет конкурентоспособность бизнеса (а также любого иного проекта). Одна из самых опасных ловушек - принятие решений на основании недостоверных или искаженных данных.

Чем оборачиваются решения, принятые на основе недостоверной информации
© Российская Газета

Генеральный директор ООО "РискТЭКонсалт" Владимир Орлов посвятил этой проблеме целое исследование, с результатами которого познакомятся участники Байкальского риск-форума, проходящего в Иркутске. Некоторыми подробностями автор поделился с "Российской газетой".

- Когда мы принимаем те или иные решения, мы принимаем их на основании информации, которой владеем сами и которую нам принесли, а также на основании какого-то собственного опыта. И тут вот что происходит: все мы люди, и все мы чего-то боимся: кто-то за место, кто-то за зарплату, кто-то - за репутацию. И поэтому очень часто начальнику мы несем исключительно хорошие новости. И начальник абсолютно честно, опираясь на эти хорошие новости, принимает "правильные" решения. Проходит какое-то время, и обнаруживается, что ничего не получилось. Сообщать начальству об этом, естественно, никто не торопится. И цикл замыкается. Когда же открывается неприглядная правда, начинаются разборки: начальник дал правильные указания, подчиненный не справился, подчиненному - втык. На следующий год подчиненный думает: ага, меня тут ругают, дам-ка я красивую картинку, а там разберемся.

В исследовании я фокусируюсь на том, что весь этот неправильный цикл - он идет от головы, от корпоративной культуры. У нас в большинстве компаний не принято спорить с руководством, считается, что "начальник всегда прав". Часто это действительно так, но ведь с ним можно вступить в дискуссию, привести свои аргументы, предложить иные варианты.

Почему я с этой темой выступаю на Байкальском риск-форуме? Потому что риск-менеджмент, внутренний контроль и аудит помогают в принятии решений и поднимают информацию снизу вверх без всяких фильтров. Начальство получает возможность видеть ситуацию такой, какая она есть, причем не только в рамках своего процесса, а со всех сторон, и принимать уже более объективные и взвешенные решения,

- Допустим, цикл пройден, результат неутешителен, причины ясны. Как исправить ситуацию?

- Рецепт один - менять голову. Не человека, а образ мыслей, и другого варианта нет. Пока руководитель не будет готов слышать критику в свой адрес, внимательно относиться к иному мнению, серьезно воспринимать оппонентов - до тех пор ничего не исправить. Пока не будет ответственности за данную инструкцию - не подчиненного к ответственности, а начальника! - изменений не будет нигде, ни на каком уровне.

- Но ведь мы сами формируем свое информационное поле. Нам поисковые алгоритмы рекомендуют контент на основании наших предпочтений, что уж говорить о подчиненных?

- Если мы будем жить исключительно в информационном поле, которое формируем сами, так и будем крутиться, как белка в колесе. Чудес не бывает. Давно было сказано: хочешь что-то изменить - выходи из зоны комфорта. Все!