Почему Ленинский район Иркутска проклинает пазики и отправят ли их в утиль
Чертовы колесницы Пожалуй, данная формулировка будет одной из наиболее приличных из тех, что применяют горожане в отношении пазиков. Жители Ленинского района откровенно недовольны маленькими автобусами, и небезосновательно. «Уже давно пора от них избавиться. Я живу в самом начале Ново-Ленино и еще ни разу не ездила сидя. А нас в основном обслуживают только вот такие проблемы на колесах. Народу-то куча: пока эти тележки с конечки доковыляют и забьются, как засолки огуречные, влезать уже некуда – хоть на крыше катайся. Вечно стою на ступеньках и боюсь, что на бок упадем», – поделилась собственным взглядом на проблему Светлана, которая является коренной иркутянкой и большую часть своей жизни наблюдает почти неизменную ситуацию. К слову, пазики не радуют не только ее, но и других ленинцев. Известные еще с советских времен модели помимо небольших габаритов, по мнению иркутян, имеют и ряд других недостатков. «Ну, маленький и маленький. Это полбеды: они же ломаются бесконечно. Едешь – и постоянно что-то тарахтит. Кажется, что сейчас водитель чуть газу добавит и пассажиры вместе с хлипким днищем автобуса на земле окажутся. И, как в «Ну, погоди!», придется его в руках держать и бежать вот так вот до дому», – заметил Михаил, которому приходится ездить на пазиках ежедневно и нередко он расстраивается по этому поводу. Иркутяне выделяют и прочие проблемы, связанные с этими автобусами: грязные потрепанные салоны, в которых побрезгуешь находиться, а также отсутствие отопления в зимний период, которое периодически не включается то ли в целях экономии, то ли из-за поломки. Справедливости ради стоит отметить, что обстановка с транспортом и, в частности, с пазиками в Иркутске-2 и Ново-Ленине разнится: жители последней территории смотрят в сторону своих соседей с завистью, поскольку ситуация в поселке авиастроителей в последнее время улучшилась, отчего горожане, долгие годы недовольные автобусами, наконец-то начали их хвалить. «Если сравнивать, как мы ездили 10 лет назад и сейчас, то это небо и земля: раньше 28р приходилось по 40 минут ждать, а теперь вон, пожалуйста, каждые 10–15 минут точно ходят, и не только эта мелкотня, а нормальные большие зеленые. В них не только сидеть удобно, но и стоять: не надо на потолок лезть и в окно высовываться, чтобы пристроиться», – рассказал житель Иркутска-2 Аркадий. Говоря о комфортном транспорте, он имел в виду большие муниципальные автобусы, в том числе НЕФАЗы, которые недавно пополнили иркутский автопарк. Одиннадцать единиц достались микрорайону, жители которого теперь с большим комфортом выдвигаются на них в центральную часть города по делам или на работу. Что мы имеем Ленинский район Иркутска в настоящее время обслуживают 185 автобусов, из которых муниципальными являются только 43 %, или 80 машин. Остальные 105, или 57 %, принадлежат частным перевозчикам. К слову, именно коммерсанты возят людей на неугодных пазиках – в составе парков практически нет вместительных моделей, которые бы сделали передвижение более комфортабельным. При этом обновить транспорт не представляется возможным: на большие автобусы, которые стоят больше 12 миллионов за единицу, у частного бизнеса попросту нет денег. Средств хватает только на бюджетные пазики, которые в три-четыре раза дешевле и потому по-прежнему приобретаются. Если рассматривать микрорайоны по отдельности, то в Иркутске-2 муниципальные просторные автомобили сейчас есть на всех жизненно важных маршрутах, особо много их на 28р, которым пользуются горожане активнее всего. Все экземпляры некоммерческого транспорта на территории – это большие автобусы. Помимо 28р, они присутствуют на менее эксплуатируемых линиях № 43, 57, 31, 36 в чуть меньшем количестве. В Ново-Ленине ситуация обратная: самый популярный маршрут № 30 обслуживают только коммерческие перевозчики – две частные компании и один предприниматель. По нему ходят 30 автобусов малого класса вместимости и шесть – средней. Похожая ситуация с маршрутом № 65, который тоже является довольно востребованным, но живет без государственных автобусов. Муниципальный транспорт же в микрорайоне выставлен на линии, которые пользуются гораздо меньшим спросом: № 13, 14, 24, 10, 37, 54 и 55. Будут ли перемены «В конце этого года – начале следующего муниципальный парк пополнится 80 автобусами большого класса, одним – малого. В конце сентября – середине октября к нам придет еще один автобус среднего класса, итого в ближайшее время мы получим 82 новых автобуса», – обнадежил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» директор «Иркутскавтотранса» Алексей Колмаков. Он пояснил: информация о том, по каким маршрутам конкретно машины будут распределены, появится позже, однако чуть приоткрыл завесу тайны: из этого количества Ленинскому району выделят не менее 30 штук. Особенно повезет вновь жителям Иркутска-2. «Здесь ключевой маршрут – это 28р. Его обслуживают 10 автобусов, с нового года планируем увеличить это значение до 15-ти. <…> Ориентировочно с 1 марта они дополнительно будут [направлены] в Иркутск-2. У жителей территории все будет хорошо», – заверил собеседник агентства. Руководитель уточнил, что поселок авиастроителей является отличной территорией с точки зрения выручки и пассажиропотока, потому сюда резонно выделять вместительный транспорт. Кроме 28р новые автобусы появятся на маршрутах № 43 и 57, которые являются менее востребованными, но при этом набирают популярность и ездят до жизненно важных мест – областной больницы и аэропорта. Коммерческий транспорт при этом сокращать не собираются – власти предпочитают работать с перевозчиками бок о бок, поскольку они помогают обеспечивать бесперебойное движение и покрывать потребности потребителей услуг. Например, на некоторых маршрутах частные автобусы ездят даже после 22:00, давая возможность людям выбраться из города и добраться до него, не прибегая к дорогостоящим услугам такси. Обеспечивать движение допоздна, по данным мэрии, у города возможности нет ввиду дефицита кадров: водителей не хватает, имеющиеся и так работают по 12 часов, потому не получается организовать работу в две смены. Что касается Ново-Ленина, то менять транспортную структуру на этой территории пока глобально не будут: по данным главы «Иркутскавтотранса», пассажиров здесь сейчас обслуживают вполне надежные перевозчики, у которых в общем-то получается удовлетворять потребности потребителей услуг. Единственное, что микрорайону тоже может достаться часть новых автобусов из предновогодней партии, которые в любом случае улучшат обстановку. Но, опять же, таковых как не было, так и не будет на маршрутах № 30 и 65. Но и в столь безрадостном раскладе есть светлые пятна. «Я, единственное, думаю, мы решим с коммерческим транспортом, чтобы они тоже предоставляли все виды льгот. Есть механизмы», – заверил Алексей Колмаков. Он уточнил, что работа в этом направлении уже ведется. Если удастся добиться договоренностей, то люди смогут пользоваться частными автобусами как муниципальными и даже расплачиваться через терминалы, а не только наличными, как сейчас. Кроме того, обратив внимание на недовольство пазиками, власти все же собираются найти способ выстроить работу таким образом, чтобы помочь коммерсантам обновить подвижной состав и сделать длительную дорогу до одного из самых удаленных микрорайонов более приятной: этому процессу дан старт. Также изменить сложившуюся ситуацию сможет и транспортная реформа, над которой сейчас совместно трудятся городская и областная власти. В настоящее время готовится проект, нацеленный на улучшение всей действующей инфраструктуры. Планируется создать новую сеть маршрутов, которая в том числе коснется Ленинского округа. Что из этого выйдет – покажут время и ООО «Строй инвест проект», которому доверили эту работу. Также рекомендуем вам почитать материал про иркутские трамваи, которые тоже ждут перемен и преобразований. Фото: ФедералПресс / Юлия Котышева