Грузоперевозчики не могут выбраться из Калининградской области
В редакцию Business FM обратились сразу несколько бизнесменов, которые занимаются перевозками из Калининграда и обратно. Все пожаловались на недавно введенную в области электронную очередь. Ситуация, по их словам, близка к критической, речь уже идет хотя бы о снабжении Калининграда базовыми продуктами, не говоря уже о товарах, необходимых в быту. Сейчас из шести пунктов пропуска доступен только пункт Чернышевское. Остальные литовская сторона уже закрыла. На единственном пункте ввели запись в онлайн-очередь, хотели уменьшить нагрузку, а получилось наоборот, говорит генеральный директор компании-перевозчика «Гольфстрим» в Калининграде Игорь Климов:
Игорь Климов генеральный директор компании-перевозчика «Гольфстрим» в Калининграде «Если раньше выезд из области занимал один-два дня, иногда чуть больше, когда литовская сторона не принимала, сейчас для тех перевозчиков, кто не успел оформить бронь, выезд из области невозможен в течение ближайшей недели. Сайт, на котором необходимо брать бронь, открывает слоты в 12 часов ночи, то есть в 00:02 мне удалось зарегистрировать две машины, и уже много заявок в это время было размешено на сайте. Такого еще не было в Калининграде. За мою десятилетнюю практику, чтобы машина не могла выехать десять дней, я такого не помню. Например, сейчас я привлек для своих перевозок московскую фирму-перевозчика, и они приехали в Калининградскую область, четыре машины выгрузились и не могут отсюда уехать: вынуждены жить здесь — на дороге, на стоянке».
Даже если повезет и перевозчик успеет забронировать слот, расслабляться рано. Уже было такое, что бронь переносили на несколько дней вперед, а потом возвращали на старое время. А рынок на такое реагирует быстро. Сейчас средняя ставка перевозки из Москвы в Калининград составляет 150 тысяч рублей, летом, в пиковые времена, когда были туристы, — доходила до 300 тысяч. Литва ввела повышенные тарифы на зеленые карты, страховку для проезда через свою территорию. Перевозчики перестроились, кто-то ушел с калининградского направления. Теперь коллапс с электронными очередями, говорит индивидуальный предприниматель Артем Вохтомин, у него пять машин.
Артем Вохтомин индивидуальный предприниматель «Я сижу обновляю и днем, и ночью, и будильники ставлю, и не получается! Ты телефон не выпускаешь из рук и круглосуточно тыкаешь на эти кнопочки, обновляя страницу этого сайта. Я вожу производителей только мясоколбасных изделий, только в Москву, и, конечно, для производителей это ад, потому что они не могут прогнозировать свою работу. Соответственно, у них контракты, у них все четко распланировано: машина грузится здесь, выходит там, выгружается и сразу распределяется по таким магазинам, как «Пятерочка» и «Магнит». Прогнозировать что-либо очень сложно, заводы тоже теперь сидят и обновляют эту страницу, они тоже вовлечены в этот увлекательный процесс».
После загрузки оформляется таможенный транзит на грузы, устанавливается срок доставки. Как правило, он составляет два-три дня — дают время на переход границы. Сейчас сроки срываются из-за новых броней. В Калининграде много скоропорта, у молочки срок доставки всего 40 часов до Москвы, есть мясные комбинаты, которые производят охлажденку, у них тоже сжатые сроки. Эти расходы потом лягут в конечную стоимость продуктов, а фуры не поедут больше в Калининград, делится мыслями директор компании «Р-Вэй» Вадим Винославский, у него совместный проект с компанией «ТрансГрупп», возят продукты, овощи и фрукты в Калининградскую область.
Вадим Винославский директор компании «Р-Вэй» «Приехали в Калининградскую область, еще мы не подозревали, что обратно выехать с прошлой недели стало настоящей проблемой. Водители разгрузились в четверг, пятницу, субботу и до сих пор находятся в городе Калининграде в ожидании, когда подойдет очередь. Были зарегистрированы на 26-е, на 27-е, но очередь постоянно передвигается. Водители живут кто вдоль обочины, кто на стоянке, условий нет, никто не накормит, они только за свой счет... Встает под вопрос вообще целесообразность поездок в Калининградскую область, и, наверное, руководству области нужно будет задуматься, кто им привезет продукты питания в следующий раз».
Когда Литва закрыла транзит на многие категории товаров, снабжение Калининграда стало во многом возможным только по воде. Промышленные товары, химия, и все на паромах, а там ситуация такая же, говорят перевозчики. Были очереди, была коррупция, люди перекупали брони, стоимость места доходила до 600 тысяч рублей. Аналогичная ситуация была в прошлом году в Белоруссии на КПП в Литву. Тоже вводили электронные очереди, тоже гигантские очереди, коррупция, чат-боты выкупали всю бронь, а потом водители эти слоты продавали.
Жаловаться особо некуда, единой формы для обращений нет, официальные органы ни о чем не информируют, говорят перевозчики. Есть обращения, есть инициативная группа. Бизнес пишет в соцсети, в СМИ, губернатору. Пока все только на уровне слухов, вроде власти хотят все-таки вернуть живую очередь, а фуры крупного местного бизнеса пускают через КПП без всяких очередей. Некоторые водители набираются решимости и едут без записи, на авось, в надежде проскочить на оформление. Но делают так не все, а то есть риск, что «свои же и побьют, в общем-то».