Войти в почту

В Екатеринбурге "Мадрид" выставили на торги за рубль и сдадут в аренду на 49 лет

Архитектурная группа Podelniki, которая занимается сохранением самого известного образца конструктивизма в Екатеринбурге Белой башни предложила вернуть пешеходов на площадь Первой Пятилетки.

В Екатеринбурге "Мадрид" выставили на торги за рубль и сдадут в аренду на 49 лет
© Российская Газета

"Исторический центр соцгорода перестал работать как функциональное и символическое ядро района. Из шести зданий ансамбля четыре пустуют. Когда-то это была огромная призаводская площадь, по которой тысячи рабочих каждый день проходили на смену и со смены, в праздники устраивали митинги, ставили сцены и ледовые городки. Сегодня - огромное разворотное кольцо, где люди присутствуют скорее по необходимости", - пишут авторы концепции перезапуска общественного пространства.

Посмотреть, что они предлагают, можно до конца сентября в Летнем парке Уралмаша. Главное - архитекторы готовы составить для собственников и арендаторов зданий детальный алгоритм, что и когда делать. Их рекомендации можно будет использовать как дорожную карту для модернизации объектов культурного наследия (ОКН) разных типов.

Недавно журналисты "РГ" вместе со строителями прошли по Уралмашу как индустриальному турмаршруту. Честно говоря, именно от площади Первой Пятилетки осталось тягостное впечатление: за забором торчат сваи из заброшенного котлована, рядом - "отстойник" для автобусов.

А далее - остатки былого величия: вычурной формы шестиэтажка с разноцветной штукатуркой, колоннами и скульптурными украшениями похожа на многоярусный торт: на верхнем этаже опоясывающий балкон, куда можно выйти из любой комнаты. Здание, известное в народе как "Мадрид", задумывалось в качестве заводской гостиницы: сюда собирались селить командированных, в том числе из Минтяжмаша СССР, но в итоге вместо отеля получилось общежитие.

Главные стоп-факторы, которые отталкивают инвесторов от домов-памятников, - дорогое содержание и негибкие охранные регламенты

- Это один из самых красивых и сложных объектов в районе. На первом этаже планировались кафетерий и аптека, в западном крыле - промтоварный магазин, - рассказывает заведующий научно-исследовательским центром Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. - По легенде, здесь когда-то висел плакат: "Вива, Испания!" На самом деле название "Мадрид" возникло случайно, оно отвечало политической конъюнктуре тех лет: испанские революционеры были очень популярны.

Сегодня о былой роскоши напоминают лишь местами обрушившиеся элементы декора. Повсюду - полное запустение. Когда пять лет назад в Свердловской области стартовала программа Минкультуры РФ "аренда памятников за рубль", в этом здании хотели сделать дом российско-китайской дружбы, даже нашелся потенциальный инвестор - туроператор, но все заглохло на стадии составления финплана.

В 2021-м рок-музыкант Вадим Самойлов собирался открыть на Уралмаше креативный кластер: продюсерский центр, учебный ИТ-центр и общежитие для студентов и музыкантов. В него планировали включить бывшее заводоуправление УЗТМ, проходную, лабораторию, "Мадрид" и жилой дом, однако федеральное Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры выставило такую цену аренды, которую инициаторы проекта посчитали неоправданно высокой с учетом состояния помещений.

Главные стоп-факторы, которые отталкивают инвесторов от домов-памятников, - дорогое содержание и негибкие охранные регламенты. 3-4 августа вступили в силу два федеральных закона, которые, возможно, скорректируют их позицию. Первый придает правовой статус научно-методическому совету по сохранению и государственной охране ОКН, который в числе прочего станет выдавать заключения по проектной документации.

Второй документ закрепляет поправки в 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Земельный кодекс: малый и средний бизнес теперь может приватизировать памятники разными способами в зависимости от их состояния. Неплохо сохранившийся объект - купить на аукционе вместе с участком (такой порядок действует везде, кроме городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Ветхий или вообще руины - приобрести по конкурсу, внеся задаток в 20 процентов от кадастровой стоимости. Победителю часть суммы вернут, если она окажется выше конечной стоимости лота. За аренду земли же он будет платить всего рубль в год, пока действуют условия конкурса. Вне зависимости от способа приватизации исторического здания те ООО и ИП, которые арендовали его более двух лет, имеют преимущество при выкупе прилегающего участка.

- Государство ищет возможности сохранения памятников. Механизмов не так много, один из них - передача в собственность. Но, чтобы она приобрела реальный характер, надо оказывать поддержку тем, кто готов брать и восстанавливать здания, - считает министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Михаил Волков. - Их ремонтировать дорого, а реставрировать - в четыре раза дороже.

По словам Юлии Бердюгиной, секретаря комиссии по вопросам историко-культурной экспертизы при экспертной группе Национального объединения застройщиков, во всех предусмотренных законом случаях камнем преткновения является цена выкупа участка.

- Если мы хотим, чтобы среди инвесторов стало больше МСП, стоит подумать, как ее максимально снизить. Допустим, пока на объекте выполняются какие-то работы, предприниматель платит всего рубль в год, а потом у него есть возможность оформить участок в собственность за 10 процентов от кадастровой стоимости, - рассуждает специалист.

Что касается создания научно-методического совета по ОКН, его можно считать первым шагом к консолидации профсообщества, попыткой сформировать единое мнение по ряду спорных вопросов, полагает Бердюгина. Но вряд ли это полностью решит проблему субъективизма историко-культурной экспертизы. Оказывают такие услуги всего 600 человек на всю страну, и порой у них противоположные мнения по одному и тому же объекту.

- Главная фраза в законе - "коллегиальный совещательный орган". То есть совет может давать рекомендации по экспертизе, но это не означает, что его решения окончательны. Практика покажет, насколько он будет влиятельным, - заключает эксперт.

Повезет ли "Мадриду" с третьей попытки? Конечно, есть некоторые сомнения: очень большая площадь здания - вряд ли малый бизнес потянет такой проект, это ведь не уютный особнячок под кафе или магазин. К тому же у здания имеется конструктивный дефект: из-за малого уклона железной кровли время от времени в местах примыкания крыши к стене образуются снежные мешки и наледь, следствие которых - трещины и намокание потолков. Устраняется легко современными материалами и технологиями, вот только охранные регламенты их использование запрещают.

- Титул не является проблемой. Аренда на 50 лет или собственность - не принципиально. Необходимо расширять границы приспособления памятников, - подчеркивает президент Уральской гильдии строителей Вячеслав Трапезников. - "Мадрид" готовы отдать инвесторам, но ни одной стенки трогать нельзя, а там 12-метровые комнатки, которые адекватно не приспособить для использования в современных условиях. Бизнес с удовольствием возьмется за ОКН, но давайте "собаку на сене" выключим. Фасад сохранить, лестницу, какие-то важные элементы - да, при этом разрешите менять планировки по согласованию. Пока это невозможно, мы будем терять историческое наследие.

P.S.

Когда верстался номер, стало известно, что "Мадрид" вновь выставили на торги. Здание сдадут в аренду на 49 лет, начальная цена всего один рубль, а шаг аукциона - 5 копеек.