В России могут временно запретить экспорт топлива или увеличить экспортную пошлину на нефтепродукты
В России экспортную пошлину на бензин и дизтопливо могут поднять до 250 долларов за тонну, сообщил источник ТАСС в правительстве по итогам совещания у вице-премьера Александра Новака. Другая возможная мера — это полный запрет на поставки нефтепродуктов за рубеж на определенный срок для насыщения российского рынка. Пока обсуждаются оба варианта. По словам собеседника агентства, Новак поручил в кратчайший срок принять решение, но даты пока не называются. Редакция Business FM попросила оценить оба варианта главреда журнала «Нефть и капитал» Владимира Бобылёва:
Владимир Бобылёв главред журнала «Нефть и капитал» «Полный запрет экспорта трудно управляем, трудно реализуем. Что же касается фактически запретительной пошлины на экспорт нефтепродуктов, при должном регулировании эта мера, наверное, будет более эффективной. Что касается снижения цен на бензин, то, скорее всего, эти мера в краткосрочном периоде вряд ли поможет в силу специфики поставок бензина на внутренний рынок. Те объемы, которые закупаются сейчас на бирже, за счет логистики окажутся на заправках примерно через 20-30 дней. Поэтому говорить о том, что в ближайшее время цена резко упадет, думаю, вряд ли возможно».
По данным «Интерфакса», правительство рассматривает увеличение экспортной пошлины на нефтепродукты до 250 долларов за тонну, о возможном запрете экспорта агентство ничего не сообщает. Но повышение пошлины может быть только временной мерой, отмечает независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик «То, что предлагается сейчас, — это возвращение к прошлой практике, когда экспортная пошлина делает экспорт менее привлекательным. Поэтому считаю, что предложенный механизм действенный. Вопрос только заключается в том, насколько долго будет действовать этот механизм. Это не системная мера. Системная мера — в виде того, что будет постепенно происходить стабилизация цен на внутреннем рынке относительно внешнего рынка, и, соответственно, действовал еще механизм демпфера, который позволял в переходном периоде постепенно этот режим выдерживать и его достигать».
Ранее стало известно, что Минэнерго прорабатывает предложения, как донастроить параметры топливного демпфера с учетом интересов бизнеса и бюджета. При этом отмена сентябрьской корректировки этого механизма не обсуждается. Минувшим летом кабмин решил снизить вдвое с начала сентября выплаты нефтяным компаниям по демпферу на бензин и дизтопливо. Отмена понижающего коэффициента могла бы повысить предложение на внутреннем рынке. Но вряд ли сейчас кабмин пойдет на такие меры, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Пересмотр баланса, так скажем, финансовых интересов между компаниями и правительством снова в пользу компаний (а это можно сделать за счет изменения демпфера, можно сделать за счет уменьшения налогов и еще каких-то шагов) мог бы помочь уменьшить темпы прироста цен на внутреннем рынке, но тогда возникнет вопрос: а что делать с бюджетом? Сейчас государство находится, очевидно, в состоянии очень существенного вызова, связанного с СВО и так далее. Поэтому бюджетные расходы велики, значит, нужны большие поступления. Мы откровенно как страна зарабатываем на дорогом бензине с учетом налогов на компании, с учетом налогов именно на сам бензин. Поэтому если мы от них отказываемся, то возникает вопрос, чем наполнять бюджет».
Пока правительство обсуждает, как насытить топливом российский рынок, бензин продолжает дорожать. В пятницу биржевая цена Аи-92 впервые в истории превысила отметку в 70 тысяч рублей за тонну. Стоимость летнего дизеля также обновила максимум: теперь за него просят почти 74 тысячи рублей за тонну.