Войти в почту

С рынка оценки должны уйти некачественные отчеты

Законопроект Минэкономразвития России, ужесточающий требования к оценщикам, оказывающим услуги по государственным и муниципальным контрактам, вызвал в отрасли серьезную дискуссию. Повышенные требования, прогнозируют многие эксперты, вызовут отток кадров из этой отрасли, а в регионах специалистов по оценке и так не хватает, в отличие от столицы. Но сами участники рынка настроены более оптимистично.

С рынка оценки должны уйти некачественные отчеты
© Российская Газета

- В каждом субъекте РФ есть компания, и не одна, которая новым критериям вполне соответствует. Проблема не в количестве персонала, а в модели бизнеса. Есть ряд фирм, всем известных, которые "пылесосят" аукционы по всей стране и штампуют отчеты за копейки, - комментирует ситуацию оценщик Лев Сегаль, общественный помощник бизнес-омбудсмена в Свердловской области.

- Поправки в закон могут перераспределить силы на рынке, но сделают его более прозрачным. Наконец исчезнут ситуации, когда тендер на оценку выигрывают за рубль, - считает член совета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Сергей Козлов. - К тому же дополнительные условия не касаются никакой другой оценки, кроме оценки государственных активов, - на мой взгляд, это логично.

Опрошенные "РГ" эксперты сходятся во мнении: дифференцировать допуск к госонтрактам по стоимости имущества не имеет смысла. Де-факто это уже происходит: на конкурсы по приватизации больших комплексов недвижимости мелкие компании просто не заявляются.

Демпинг возникает при оказании именно массовых услуг. Механизм саморегулирования от него не спасает: даже если заказчик пожалуется в СРО и там наложат на нарушителя дисциплинарное взыскание, ему никто не мешает выйти из одного объединения и вступить в другое.

Сегодня заказчик имеет право компенсировать "ущерб" от некачественного отчета - это понятие в законе хотят заменить на другое - "убытки", то есть можно будет вернуть еще и упущенную выгоду в размере пятикратной стоимости договора или 10 миллионов рублей максимум. Также предлагается поднять порог ответственности специалистов с 5 до 10 миллионов.

- Для меня это положительная новелла. Многие оценщики, насколько я знаю, ограничиваются самыми дешевыми полисами в 300 тысяч рублей. При этом последствия для госзаказчика от "отчета на коленке" бывают весьма существенными, - рассказывает Лев Сегаль.

Само по себе повышение лимита ответственности вряд ли простимулирует недобросовестных исполнителей

Он приводит реальный пример. Коммерческая структура владела промбазой на участке, который находился в госсобственности. Потом объект продала, Росимущество выставило счет за аренду на основании отчета оценщика. Бизнесу сумма показалась неадекватной, он пошел в суд. Судья привлек другого эксперта, тот пересчитал плату за участок, и она оказалась меньше на порядок. В итоге бюджет пострадал дважды. Однако само по себе повышение лимита ответственности вряд ли простимулирует недобросовестных исполнителей работать иначе, сомневается Сергей Козлов. В законопроекте вновь не прописаны четкие критерии некачественного отчета. Сказано только: он признается недействительным в судебном порядке, тогда заказчик вправе требовать возмещения ущерба по страховке или от СРО. Как правило, проще по гарантии вернуть деньги, уплаченные по контракту. Эксперты не исключают, что после всех перемен оценочные компании начнут укрупняться и поднимут цены на свои услуги, чтобы содержать больше штатных сотрудников. А если заказчики начнут возмещать убытки через суд, вырастут и тарифы на страхование деятельности, как это было с арбитражными управляющими.

- Постепенно все сведется к тому, что госконтракты будет брать на себя ограниченный круг игроков, - резюмирует Лев Сегаль. - Возможно, стоило бы подойти к решению проблемы более комплексно? Например, ужесточить ответственность оценщиков и поменять требования к конкурсной документации заказчиков. Тогда их договоры станут более привлекательными для высококвалифицированных специалистов.

Кстати

В 2022 году иностранный бизнес продал в России активы на 16,3 миллиарда долларов. В 2023-м стало больше реструктуризаций, по которым надо обращаться в Правительственную комиссию. При этом ни одна из уральских оценочных компаний не попала в перечень допущенных к такой работе, опубликованный Минфином России, хотя многие торговые центры, заводы, склады "убегающих" находятся как раз в регионах, а местные специалисты владеют локальными нюансами, которые иногда кардинально меняют подходы к оценке.