Анализ рынка лакокрасочных материалов в России: основные тенденции
Кирилл Кодинцев - Маркетолог, эксперт компании LINNIMAX RUS. Рынок лакокрасочных материалов в России является одной из самых динамичных отраслей строительной индустрии. Модернизация производства и растущее внимание к экологической безопасности стимулируют развитие этого сектора. В последние годы сегмент лакокрасочных материалов подвергается непрерывным изменениям, обусловленным как мировыми тенденциями, так и особенностями современной экономики. Можно выделить несколько основных факторов успешной реализации лакокрасочных материалов в строительном бизнесе. Фото: Frank Sobolewski / Unsplash Фактор 1. Рост спроса на экологически безопасные составы Сегодня потребители все более осознанно относятся к выбору лакокрасочных материалов (ЛКМ), уделяя особое внимание их экологическим характеристикам. В результате производители активно дорабатывают рецептуры своих продуктов, в которых минимизируют долю растворителей и консервантов. Такие материалы характеризуются практически полным отсутствием запаха, низким содержанием ЛОС (летучих органических соединений), а также являются безопасными при тактильном контакте с окрашенной поверхностью. Фактор 2. Быстрая переориентация на новые сырьевые компоненты Текущая ситуация требует пересмотра сырьевых компонентов, которые в настоящее время поставляются из Индии, Китая, Южной Кореи, Турции, Саудовской Аравии, Малайзии и др. Основное требование — соответствие конечного выпускаемого продукта тому, который производился ранее из западных сырьевых компонентов. По сути, в этом и заключается инновация, когда на абсолютно новом сырье создаются продукты за один-два года, рецептуры которых десятилетиями уже были стабилизированы на проверенном сырье. В настоящее время удалось стабилизировать рецептуры десятка новых продуктов и процесс продолжается. Фактор 3. Увеличение доли онлайн-продаж В последние годы наблюдается рост популярности онлайн-продаж лакокрасочных материалов. Это связано с удобством и широким ассортиментом, предлагаемым интернет-магазинами. Потребители все чаще предпочитают выбирать и заказывать краски и лаки онлайн, изучая характеристики продукции и сравнивая цены. Рост онлайн-продаж способствует развитию конкуренции на рынке, что в свою очередь приводит к снижению цен на товары. Но стоит отметить, что через онлайн-канал преимущественно продаются продукты в готовых цветах, например эмаль по ржавчине в черном цвете, так как краски для внутренних и наружных работ необходимо заколеровать в выбранный по вееру цвет, обычно такая опция доступна только непосредственно в самом магазине. Есть программы позволяющие выбрать цвет онлайн, проблема цветопередачи, конечно, сохраняется, поэтому даже в выбранном цвете лучше сначала заказать выкрас на небольшом объеме. Также стоит отметить, что у всех производителей разные колеровочные пасты и цена. Есть насыщенные цвета, колеровка которых стоит дороже самой краски, поэтому еще один важный аспект онлайн-продажи ЛКМ — расчет колеровки в выбранный цвет. Российский рынок лакокрасочных материалов продолжает развиваться и привлекать внимание как потребителей, так и производителей. Рост спроса на экологически безопасные и высококачественные материалы, внедрение новых технологий и удобство онлайн-покупок создают хорошие перспективы для развития данной отрасли. Государство, промышленность и бизнес Примечательно, что в России существует государственная поддержка отечественных производителей лакокрасочных материалов. Так, существуют различные программы и гранты, которые выдаются правительством для поддержки и развития национальной промышленности. Нельзя не сказать и о государственных закупках. В бюджетных организациях регулярно проводят тендеры на поставку лакокрасочных материалов для реализации различных проектов. Также многие государственные фонды активно поддерживают научно-исследовательские работы в области лакокрасочных материалов, выделяя средства на финансирование проектов и программ, направленных на развитие и совершенствование отечественной промышленности. Государственная поддержка отечественных производителей лакокрасочных материалов позволяет им развиваться и конкурировать на рынке, а также повышать качество продуктов, в частности экологические характеристики продукции.