Войти в почту

Минфин хочет ужесточить контроль за установлением цен при внешнеторговых сделках

Минфин предлагает ужесточить налоговые последствия для внешнеторговых сделок российских компаний с их зарубежными взаимозависимыми лицами в тех случаях, когда при таких операциях происходит манипулирование ценами. В Налоговый кодекс планируется ввести механизм, который обеспечивает налогообложение у источника в России доходов иностранного лица, которые оно получило в результате применения в сделках нерыночных цен, пишет «Коммерсантъ».

Минфин хочет ужесточить контроль за установлением цен при внешнеторговых сделках
© Frank Media

Как поясняет издание, сейчас такие сделки проверяются налоговой службой на предмет отклонения цены от рыночной. Если российское лицо покупает товар или услуги по завышенной цене, то у него растут расходы, и, соответственно, занижается налог на прибыль. Налогоплательщик должен сам скорректировать сумму сделки для целей налогообложения, иначе это сделает ФНС, и компания в результате получит доначисление налога. Минфин с помощью поправок хочет установить налоговые последствия и для контрагента — если цена товара неоправданно выше рыночной, предлагается признавать выгоду зарубежного контрагента дивидендами, которые он получает из России, со ставкой.

Ставка для дивидендов — 15%. Доначислять этот налог будут российской компании как налоговому агенту, а он должен удержать его с контрагента. По мнению управляющего партнера «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Вячеслава Ушкалова, взыскать налог с дохода с зарубежной компании может быть проблематично, «значит, надо найти того, до кого дотянуться можно». Такая практика, по словам налогового партнера «Технологии доверия» Анны Модяновой, дополнительно стимулирует российские компании устанавливать рыночные цены в сделках с иностранными, так как отход от этого принципа «может стоить на 15% дороже».

Эти изменения, по мнению адвоката Forward Legal Романа Гусака, нацелены на борьбу с уклонением от уплаты налогов при формировании центров прибыли за пределами России. Предприниматели все чаще ради сохранения цепочек поставок создают компании-посредники за рубежом, а потом используются и для формирования центра прибыли за счет увеличения цены товара без экономической целесообразности.

Как рассказал партнер налоговой практики МЭФ LEGAL Александр Ерасов, в мире для стимулирования применения рыночных цен и справедливого налогообложения в случае их искажения такая практика существует (secondary adjustment), и в России «ветер уже давно дует в эту сторону»: «Есть дела, в которых налоговые органы успешно применили подобную концепцию, и изменения облегчат им процесс доказывания того, что разница между ценой сделки и рыночной ценой должна также облагаться налогом у источника».