Публицист Дмитрий Лекух: Стоит ли радоваться тому, что нас похвалили те, кто по должности должен ругать

Такое дело: нас похвалили те, кто по должности должен ругать. Как сообщается в свежем, только что вышедшем отчете Международного энергетического агентства (МЭА, IEA), доход нашей страны от экспорта топлива за прошедший июль вырос примерно на $2,5 млрд и достиг цифры в $15,3 млрд, что является самым высоким показателем нефтяной выручки с ноября 2022 года. Впрочем, оговоримся, это на $4,1 млрд ниже уровня июля прошлого года, что неудивительно, учитывая пресловутый "потолок" и санкции.

Публицист Дмитрий Лекух: Стоит ли радоваться тому, что нас похвалили те, кто по должности должен ругать
© Российская Газета

Но отраден здесь даже не возвращающийся рост нефтяных доходов, а то, что экспорт нефтепродуктов, т.е. продукции глубокой переработки, за месяц вырос сильнее (на $1,6 млрд), чем поставки сырой нефти (на $0,9 млрд). Вдвойне приятно, что с точки зрения авторов доклада - отнюдь не питающих к нашей с вами стране симпатий, речь не о случайной рыночной флуктуации, а о вполне устойчивом тренде.

Что при этом особенно важно, МЭА в документе официально признает, что Москва выполняет взятые на себя обязательства по добровольному сокращению добычи, как в рамках ОПЕК+, так и на индивидуальной, но при этом синхронизированной с Саудовской Аравией, основе. Напомним, совсем недавно это было предметом многочисленных спекуляций, в том числе и со стороны данной уважаемой организации.

И что здесь следует сказать. Для начала, безусловно, стоит порадоваться за нашу нефтяную отрасль, в сложных условиях сумевшую сохранить свою ведущую роль на глобальных рынках. Отчет МЭА ничего сенсационного не показал.

Но есть один нюанс. Дело в том, что МЭА - наш, если не враг, то противник, причем противник, так сказать - природный. И не потому, что там какие-то плохие люди служат. Просто изначальная задача агентства - отстаивать интересы стран-импортеров энергоресурсов. Естественно, за счет интересов стран-экспортеров. Агентство и создано-то было после нефтяного кризиса 1973-1974 годов, причем создано американцами, с единственной понятной и прагматичной целью: противостояния сначала ОПЕК, а теперь и ОПЕК+.

Более того, совсем недавно альянс ОПЕК+ довольно унизительно указал аналитикам МЭА на дверь, исключив данные Международного энергетического агентства из своих расчетов. Я помню, как тогда российский вице-премьер Новак под камеры разъяснял журналистам, с чем связано это непростое решение: с очевидной как для нас, так и для Эр-Рияда, как минимум, его необъективностью. И с не менее очевидной ангажированностью данного агентства, которую никто, в общем-то, и не скрывает. И вряд ли Александр Валентинович с тех пор свое мнение поменял.

И вот ведь какая любопытная картина получается: вроде бы и информация МЭА достаточно объективна (по крайней мере, на уровне порядка цифр). И более или менее подтверждается из других, независимых источников. И вроде как она отнюдь не противоречит ожидаемым цифрам бюджета, полна уважения к нашим вполне реальным достижениям в отрасли и даже слегка льстит нашему национальному самолюбию.

Но я вот, к примеру, отчего-то всегда чувствую себя несколько тревожно и беспокойно, когда тебя, пусть и вполне по делу, хвалит природный, если не враг, то однозначный противник. Впрочем, есть такое ощущение, что наши энергетики и профильные структуры в правительстве и так вряд ли расслабятся. Если глобально, вопрос здесь вообще не в них, и даже не в нефти.