Экологичные, прочные, современные: как в Москве производят остановки и электробусы
Транспортная инфраструктура столицы с каждым годом становится более современной, экологичной и комфортной для пассажиров. На улицах Москвы то и дело появляются новые остановки с подсветкой, защищающие от солнца, дождя и ветра. Только за последние полгода в городе установили более 550 таких павильонов. Пассажиров перевозят бесшумные и быстрые электробусы, не загрязняющие окружающую среду, — постепенно такой транспорт заменяет дизельные автобусы.
Эти инновации воплощает в реальность Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ), причем из отечественных материалов. В 2023 году предприятию исполняется 118 лет.
«СВАРЗ — один из лидеров в России по производству и ремонту подвижного состава городского транспорта. С 2021 года там работает производственная площадка публичного акционерного общества “КамАЗ”, на которой собирают электробусы. Локализация цеха производителя сократила сроки изготовления и поставки техники, мы стали экономить на логистике. Всего за это время передано в эксплуатацию почти 530 электробусов, которые вышли на маршруты столицы. Это отвечает задаче, поставленной Сергеем Собяниным, по развитию экологически чистого городского транспорта», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Рассказываем, из чего делают современные остановки, почему им не страшны даже бури и зачем новые электробусы поливают водой.
Зеленый завод
Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод работает на улице Матросская Тишина уже более 100 лет. Его корпуса из красного кирпича с белыми вставками — яркие образцы промышленной архитектуры начала XX века — давно стали узнаваемыми для местных жителей. Но сегодня завод не напоминает традиционное производство: на нем нет никаких запахов или дыма. СВАРЗ, входящий в состав государственного унитарного предприятия «Мосгортранс», считается безотходным и полностью экологически чистым.
«Наше производство не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, здесь нет вредных выбросов в атмосферу. Несмотря на то что СВАРЗ находится в черте города, местные жители не испытывают неудобств», — отмечает генеральный директор Мосгортранса Николай Асаул.
Завод был основан в 1905 году и тогда назывался «Сокольнические ремонтно-трамвайные мастерские». Получается, с самого первого дня предприятие ориентировалось на электрический и, следовательно, экологичный транспорт, хотя в то время никто не догадывался, что более 100 лет спустя именно электромашины займут главное место в транспортной системе города.
«Сегодня завод специализируется на производстве остановочных павильонов, наполнении и техобслуживании электробусов, ремонте ретротехники, восстановлении музейных экспонатов. Предприятие настолько прогрессивно, что перенимать наш опыт приезжают даже делегации из других стран», — рассказывает Николай Асаул.
Непробиваемое стекло и древесный композит
Во дворе завода стоят почти готовые остановочные павильоны — серебристые, с широкими опорами и прочными скамейками коричневато-серого оттенка. Ждут, пока их отправят на улицы города. Пока, правда, это заготовка: в павильоны не вмонтирована электрика (видны только провода), нет стекол и белых облицовочных панелей.
«Эти детали устанавливают уже на том месте, где будет стоять остановка. Сначала павильон привозят и ставят на бетонную плиту. Затем проводят благоустройство участка под павильоном ожидания: асфальтирование или укладку тротуарной плитки. Только потом можно ставить стекла и панели: важно, чтобы они не повредились, пока остановку перевозят. После этого монтируют светодиодные ленты и другие элементы и подключают павильон к электросетям», — говорит директор СВАРЗ Павел Корытников.
Хотя за стекла можно не беспокоиться: они многослойные, изготовлены по технологии триплекс, и так просто их не разбить.
Тем временем корреспондентов проводят по коридору, обитому ярко-желтым железом, в цех финальной сборки остановок. «Не люблю слово “сборка”, мы их именно производим», — уточняет директор.
В просторном помещении цеха у одной стены стоят станки, на которых рабочие вырезают мелкие стыковочные детали. У другой, за перегородкой, идет газовая сварка опор. Такой метод экологичнее электродугового, поскольку требует меньшего расхода энергии: специалисты используют природный газ. Сыплются искры, слышится жужжание.
«Здесь производится весь конструктив остановочных павильонов: правая и левая опоры, скамейки, крыша. Детали для них поступают с других производственных участков — сварочного, листогибочного. Все материалы от российских поставщиков. Это, в частности, черный металл для основания остановки, нержавеющая сталь для опор, алюминий для покрытия крыш из стального профлиста», — подчеркивает Павел Корытников.
Такие крыши укрывают от непогоды даже в сильные ливни. Последний этап — приваривание скамеек к павильону. Они изготовлены из древесного композита, износостойкие и антивандальные. И вот павильоны готовы. Осталось только промазать швы и болты герметиком.
Рабочие в синих комбинезонах суетятся, ведь им необходимо выполнить план — восемь остановок в день.
«За прошлый год мы произвели 900 остановочных павильонов. А за минувший период 2023-го — более 800. До конца года должны создать 1300 остановок. Кроме того, мы внепланово выполняем заказ для Московской области — еще 200 штук», — комментирует Павел Корытников.
Более 900 остановочных павильонов нового типа собрали в Москве в 2022 году
От кузова до экологичного транспорта
Переходим в цех, где выпускают электробусы. Он светлый, с прозрачной пластиковой кровлей, как огромная теплица. Новые машины стоят в два ряда. Это линии сборки.
«От ПАО “НефАЗ” к нам поступают каркасы электробусов, называемые планерами. Они проходят мойку, входной контроль и далее передаются на линию сборки. Производственная мощность линии — два электробуса в сутки», — объясняет Павел Киселев, директор по производству электротранспорта ПАО «НефАЗ», дочернего предприятия ПАО «КамАЗ».
Первый этап включает установку батарей, пантографа (зарядного устройства) и систем термостатирования (охлаждения и подогрева батарей), монтаж климатической установки для регулирования температуры салона, который собирают на втором этапе. Внутри него появляются сиденья, поручни, стеклянные ограждения и освещение. После этого устанавливают наружную светотехнику.
Сборка рабочего места водителя, монтаж системы видеонаблюдения внутри салона и снаружи электробуса происходят на третьем этапе. Затем проводят диагностику машины, запускают ее и настраивают все системы.
Четвертый этап — контроль тормозных усилий на специальном стенде, регулировка света фар головного освещения. После этого электробус проверяют на герметичность методом подачи воды под давлением в четырех плоскостях. Машину ставят в специальную камеру, в которой в течение 20 минут имитируют тропический дождь. Далее у электробуса проверяют световые приборы. Он также проходит зарядную сессию от ультрабыстрой зарядной станции и ходовые испытания. Теперь электробус готов отправиться на городские улицы.
Столица электротранспорта
В 2023–2024 годах ПАО «КамАЗ» и компания «Группа ГАЗ» поставят в Москву 1200 электробусов в рамках крупнейшей в Европе закупки экологичного городского транспорта. Уже сегодня столица — лидер в Европе по развитию, использованию электротранспорта и по количеству электробусов.
«В июле в Москве открыли второй дом для электробусов “Митино”, в дополнение к “Красной Пахре”, потому что таких машин становится больше. Наша задача — постепенно снижать потребление дизельных автобусов, которые негативно воздействуют на окружающую среду», — говорит Николай Асаул.
В течение ближайших пяти лет количество экологичных машин в столицы должно составить две трети. Чтобы новая техника вышла на маршруты, город развивает зарядную инфраструктуру. До конца 2023 года в столице откроется третий дом для электробусов в районе Новокосино.
Электробусный парк Москвы за четыре года стал одним из крупнейших в мире — Сергей СобянинВысокие технологии и современное оборудование: как устроен дом для электробусов «Митино»Зарядка, полировка и искусственный ливень: как в Москве собирают электробусы