Грузовой транспорт в объемах нового лизингового бизнеса превысил долю легкового
Объемы нового лизингового бизнеса в сегменте грузового транспорта в первом полугодии 2023 года обогнали показатели легковых автомобилей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на опрос участников рынка. Переориентация спроса начала происходить еще в 2022 году, и грузовой автотранспорт стал преобладать в объеме нового бизнеса.
В «ВТБ Лизинге» грузовой и коммерческий транспорт занял половину продаж в автолизинговом портфеле, тогда как легковой — всего треть. Доля грузового автотранспорта в портфеле «Газпромбанк Лизинга» достигла рекордных 26%. На легковой автотранспорт пришлось 16%. Год назад легковой автотранспорт занимал 18% портфеля компании, а грузовой — всего 15%. В Росбанке доля грузового транспорта в новых выдачах превысила 60%, а легкового — около 20%. В портфеле «СберЛизинга» доля грузовых автомобилей в 3,5 раза превышает долю легковых машин. В структуре профинансированного портфеля «Альфа-Лизинг» грузовой транспорт составил 74% против 26% легковых автомобилей.
Такая тенденция связана с дефицитом легковых машин, ростом спроса на подержанную технику, а также с тем, что российские и китайские производители смогли закрыть потребности компаний в грузовом автотранспорте, считают в «Газпромбанк Лизинг». «Рынок легковых авто больше зависит от роста стоимости, тогда как для коммерческих компаний это неприятный, но преодолимый фактор, так как он перекладывается в итоге в стоимость оказываемых ими услуг»,— согласны в «Росбанк Лизинге».
Помимо изменения структуры лизинговых портфелей в пользу преобладания грузового транспорта, трансформируются и условия лизинговых договоров, говорят участники рынка. Например, как отмечают в «ВТБ Лизинге», лизинговые компании идут на снижение авансов и на увеличение сроков договоров. Если в докризисном 2021 году средний размер аванса составлял около 20%, то к настоящему времени он сократился до 7–8%. За то же время средний срок лизинга транспорта увеличился с 40 до 60 месяцев.
«Увеличение срока лизинга позволяет минимизировать ежемесячный платеж, что создает клиенту комфортную ситуацию с точки зрения доходов и расходов компании и, соответственно, способствует отсутствию дефолтов», — отмечает начальник управления развития бизнеса «ВТБ Лизинга» Андрей Гетманюк. В то же время, несмотря на меры, принимаемые для снижения финансовой нагрузки на лизингополучателей, с начала года наблюдается рост дефолтности.