Войти в почту

Морской центр клуба на берегу Онежского озера занимается изучением, сохранением и возрождением лучших исторических традиций российского судостроения и мореплавания. Энтузиасты строят корабли по старинным чертежам и описаниям, а потом отправляются на них в экспедиции по следам своих далеких предшественников - карельских и архангельских поморов.

Ковчег Одиссеев
© Мир новостей

Больше 30 шхун, лодей, кочей, фрегатов (копий древних парусных судов) созданы на стапелях центра и совершили кругосветки, побывали в 30 государствах на четырех континентах. Цель этих путешествий звучит образно, но точно: «Соединим века, берега и народы».

Все эти годы у штурвала - основатель и президент клуба Виктор Леонидович Дмитриев. Его товарищи по плаваниям и общему делу в дружеском кругу давно называют своего «родителя» Адмиралом. Не сомневаются: есть за что!

В ПЕРВОЕ ПЛАВАНИЕ

- Однажды вечером, - вспоминает Виктор, - прибегает ко мне бывший однокурсник с новостью: «Тут мужик один судно продает!» Поехали смотреть. Собрали с друзьями нужную сумму, выкупили судно. Восстанавливали по выходным - у всех нас, четверых «акционеров», были и основная работа, и семьи. Справились быстро. Два года мы на нашем «Арго» с друзьями и семьями путешествовали по Онежскому озеру. Но однажды в сильный шторм «Арго» смыло со стоянки мощной волной.

Виктор стал думать, какой корабль строить дальше. Конечно, мореходный. Он смог выкупить у знакомого корпус «без руля и ветрил» и отремонтировать. Его капитан и владелец, 32-летний инженер назвал в честь своей мечты «Полярный Одиссей».

ПО СЛЕДАМ ЭДУАРДА ТОЛЛЯ

В 1981 году бот «Полярный Одиссей», переоборудованный Дмитриевым с помощниками в парусно-моторную шхуну, был готов к первому дальнему походу по маршруту экспедиции русского полярного исследователя Эдуарда Толля. В команде шхуны - восемь энтузиастов, самые отважные журналисты местных петрозаводских газет, телевидения и московской студии «Центрнаучфильм». Адмирал и его спутники добрались до порта Амдерма в Карском море, что на стыке Европы и Азии. Экспедиция длилась около двух месяцев.

Вокруг корабля и Дмитриева стал собираться клуб из тех, кто выдержал испытание походами в Баренцевом и Белом морях. Через год, после похода к древним очагам поморского мореплавания, Адмирал решил продать деревянного ветерана «Одиссея», чтобы приобрести более надежный и вместительный стальной корпус - основу для нового судна.

…Когда корабль был готов к походу, в Петрозаводске объявились двое москвичей, они искали подходящее судно для кругосветного путешествия в честь 125-летия популярного журнала «Вокруг света». Словом, представители журнала оказались в столице Карелии в нужное время в нужном месте: Адмирал охотно принял на борт новых участников «Беломорской кругосветки».

Летом 1984 года экспедиции предстояло пройти по всему периметру Белого моря. Журналу важно было рассказывать в местах стоянок о своем издании. Дмитриеву с помощью журнала удалось подкрепить статус клуба и корабля. Поскольку идею издания о кругосветном путешествии с воодушевлением поддержал ЦК ВЛКСМ, то многие формальные вопросы теперь решались намного проще.

После этого похода Адмирал занялся осуществлением своей самой заветной мечты - строительством настоящего поморского коча.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ КОЧА

Многим затея Дмитриева сделать точную копию коча казалась пустой тратой времени. Но Адмирал не один месяц упрямо копался в архивах в поисках нужных сведений. Сделал несколько вариантов чертежей, остановился на девятом.

Но где взять деньги, чтобы строить? Виктор поделился замыслами с руководством судостроительного завода «Авангард». Его директор Валерий Судаков внимательно выслушал доводы изобретателя, посмотрел чертежи и в помощь энтузиастам пригласил опытного ветерана-судостроителя.

На строительство кораблей, на экспедиции нужны немалые деньги. Вопрос, как их заработать, преследовал неотступно. Выход виделся один - создавать свою фирму. В 1997 году немалыми трудами удалось создать акционерное общество закрытого типа «Полярный Одиссей» с участием карельского Морского историко-культурного центра, Судостроительного завода «Авангард» и Петрозаводской судоверфи. Чудом продолжает жить «Полярный Одиссей» и сегодня. Хотя нет тут никакого дарового чуда, а есть неугомонный человек, гигантскими усилиями которого этот долговременный проект не канул в Лету.

НАША СПРАВКА Поморы «одевали» свои корабли-кочи «в шубу»: их корпус защищала от натиска льдов двойная деревянная обшивка. На них, занимаясь рыбным промыслом, они преодолевали тысячи километров в северных морях. Эти суда допетровских времен слыли самыми долговечными целых пять столетий. Они и сегодня считаются непревзойденными судами для ледового плавания.

ВЫРУЧАЛА СЛАВА

В очередное дальнее плавание на коче с капитаном Дмитриевым вышла новая команда. Ее пополнили надежные соратники по дальним походам: научный сотрудник музея «Кижи» Юрий Наумов, журналист Виктор Георги, архитектор и художник Александр Скворцов и другие. В новое плавание решили идти «ватагой», то есть двумя судами.

Предстояла экспедиция в Арктику, на Шпицберген на коче «Помор» и лодье «Грумант», построенной все на той же верфи Морского центра. Найти деньги на новую экспедицию помогла… слава. О «Полярном Одиссее» в стране узнавали из центральной прессы, по телевидению. Пошли заказы. Киностудия «Мосфильм» заказала фирме Дмитриева целый флот - деревянные казацкие струги для съемок советско-американского фильма «Ермак».

ПОД ПАРУСОМ «НАДЕЖДЫ»

Шел 1990 год. В недрах клуба родилась идея экспедиции «Паломничество».

Из книги «К Святой Земле под парусом «Надежды», написанной по следам той четырехмесячной экспедиции двумя ее участниками - журналистом Виктором Георги и архимандритом Августином (в миру Дмитрием Никитиным): «Так мы решили продемонстрировать наше стремление к достижению общего мира и благоденствия. Только выглядело это совсем невысокопарно: с помощью гребли тяжеленными шестиметровыми веслами и сна на палубе под открытым небом. А «культурно-экономическим взаимодействием» были песни под гитару отощавших за месяцы плавания «паломников».

Итак, в июне 1990 года Виктор Дмитриев повел команду в дальние края: из Онежского озера вышли на Волгу до Волгограда. По Дону спустились в Азовское море, достигли Черного. Затем следовали по курсу: Босфор и Дарданеллы, остров Лемнос и гора Афон, Афины, острова Сирос, Родос, Патмос, турецкий город Каш, остров Кипр, израильские Хайфа и Тель-Авив, египетские Порт-Саид и Александрия...»

***

А дальше были другие новые корабли, новые плавания, воспитанные Адмиралом новые капитаны. Среди них - сын, Алексей Дмитриев, выпускник естественно-географического факультета Карельского пединститута. Судно-ветеран «Святитель Николай» доверено Дмитриеву-младшему.

Многое из того, что задумывал Дмитриев, казалось фантастикой. И новые корабли, и новые кругосветки. Но все произошло, получилось, сбылось.

И пусть кругосветные путешествия пока в прошлом, но из строительных ангаров выходят новые рукотворные копии старинных кораблей. В конце мая 2019 года была спущена на воду и вскоре отправилась в плавание русская красавица - 18-метровая сосновая ладья, названная княжеским именем «Рюрик», - дело рук курсантов Школы традиционного судостроения и мореходства. И эта школа стала еще одним новым «фантастическим» проектом Адмирала, победившим в конкурсе президентских грантов. Без такой материальной поддержки «Рюрик», возможно, и не родился бы так скоро.

Время неумолимо. В июне Виктору Леонидовичу стукнуло 77. Но, глядя на него, бодрого, деятельного, невольно подумаешь: а может действительно «все врут календари»?

Валентина Акуленко.

Фото Ю. Масляева и из архива

историко-культурного центра «Полярный Одиссей»