Заводы Урала и Беларуси обновят парк общественного транспорта в городах
Задыхающиеся от автомобильных выхлопов города вынуждены искать способы разгрузить улицы от потоков машин. Главная ставка делается на развитие общественного транспорта: он должен стать настолько современным и удобным, чтобы десятки тысяч жителей отказались от использования личных авто и пересели на автобусы, троллейбусы и трамваи.
Трамваи - просто космос!
В Челябинске одной из главных составляющих "дорожной революции" стала замена устаревшего парка, без которой не добиться увеличения трафика на общественных маршрутах и снижения нагрузки на окружающую среду. Сейчас в городе уже 275 автобусов, работающих на экологичном топливе, и 17 машин большого и особо большого классов. К моменту завершения программы переоснащения в 2025 году в областном центре должно появиться еще 200 новых автобусов среднего класса, которые станут альтернативой маршруткам.
Производственную площадку в Челябинске создали за восемь месяцев, инвестировав 1,2 миллиарда рублей
Но если автобусы приходится закупать за пределами региона, то электрический транспорт - свой. Усть-Катавский вагоностроительный завод производит трамваи уже второе столетие - первый вагон здесь изготовили в 1901 году.
Сегодня предприятие, которое входит в ГК "Роскосмос", выпускает совершенно "космические" модели - не только по внешнему виду, но и по функциональности интеллектуальной "начинки", которая помимо уже привычных опций даже осуществляет контроль состояния водителя.
К слову, оборудование трамваев интегрировано в единый транспортно-информационный комплекс, что позволяет перевозчику и муниципалитету собирать аналитику по пассажиропотоку и навигации и в зависимости от этого менять количество вагонов на линии.
"Рогатые" обходятся без проводов
Между тем грядут перемены и в троллейбусном парке. По концессионному соглашению местная компания изготовит для областного центра 168 новейших машин собственной разработки. Модель разработана специально для Челябинска с учетом всех пожеланий. Например, высокая емкость аккумуляторов обеспечивает большой запас автономного хода, что позволит "рогатому" добираться в новые районы, где пока нет контактной сети.
Новую модель уральская промышленная группа "Синара" впервые представила в июне прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме, а затем презентовала и собственный электробус. Машины этих двух типов будут выпускать на заводе в Челябинске: производственную площадку создали за восемь месяцев, инвестировав 1,2 миллиарда рублей. Мощность линии составит 350 машин в год, а при необходимости и больше. Первая партия предназначена для Челябинска, на линии инновационных "рогатых" предполагается выпустить уже этим летом.
А в Екатеринбурге обновление троллейбусного парка, первое за долгое время, проходит с участием белорусского предприятия. Представители союзного государства участвуют в тендерах на поставки госкомпаниям России на тех же условиях, что и отечественные производители, и на этот раз победа досталась предприятию "Белкоммунмаш". В ближайшее время город получит полсотни новых машин - первая партия из десяти троллейбусов уже вышла на маршруты.
Они низкопольные, оснащены кондиционером, системой видеонаблюдения за салоном и счетчиком пассажиров - техника сообщит, если на борту притаился "заяц". А некоторые участки пути, к удивлению горожан, троллейбус проезжает с опущенными штангами - например, круговые перекрестки, где сложно маневрировать. Автономно машина может проехать до 20 километров, причем водителю не нужно покидать кабину, чтобы опустить или поднять "рога". Благодаря этой особенности удалось увеличить протяженность ряда маршрутов без прокладки дополнительных сетей. Кстати, экологичные литий-ионные батареи произведены в России.
У Тагила получилось
А вот замена старых трамваев для екатеринбуржцев все еще остается коллективной мечтой: по улицам до сих пор курсируют чешские желто-красные "Татры", которые встали на свердловские рельсы еще в 1950-е годы. Музейного вида транспорт все еще на ходу и вызывает неподдельный интерес у туристов, но местные жители все же предпочитают новые вагоны, которых не так много, как хотелось бы.
Между тем екатеринбургский "Уралтрансмаш" десятилетиями производит трамваи - но, как правило, для других заказчиков. По данным мэрии, за последние пять лет областной центр закупил всего пять уральских вагонов - получается по одному в год. Подсчитано, что степень износа трамвайного парка снизилась в результате менее чем на процент - с 88,5 до 87,6 процента. А ведь рельсовая ветка в новый Академический район (ее строительство планируют завершить в этом году, к 300-летнему юбилею Екатеринбурга) тоже потребует новых машин. Глава города Алексей Орлов на днях объявил о закупке 60 трамваев, но, как уточнили в региональном минтрансе, заявка еще на стадии согласования в Москве.
Зато в Нижнем Тагиле вагоны как на подбор. Местный электротранспорт обновили в рамках программы развития городского трамвая. Специально созданная комиссия решила развивать именно это направление, рассуждая так: трамвай в час пик может перевезти больше пассажиров, чем автобус, - это важно промышленным гигантам города.
Программу финансировали из городского и регионального бюджетов, вагоны "Уралтрансмаша" приобретали в лизинг. За первые пять лет на обновление парка потратили миллиард рублей. В 2022 году Нижний Тагил получил еще 832 миллиона из федерального бюджета: это средства федерального проекта "Чистый воздух" нацпроекта "Экология", которые пошли на приобретение 12 новых вагонов.
Сейчас по тагильским рельсам бегают более ста современных трамваев, а вагонами "со стажем" город безвозмездно делится с Краснотурьинском - кстати, 3,5-километровая трамвайная линия последнего - самая короткая в России.