Зерновой раунд: в стороне от «воздушных замков»
Ежегодное мероприятие, которое проводит РЗС, – место для трезвой оценки текущей ситуации и острых, но честных дискуссий
На заре технологического отката
На международном зерновом раунде традиционно поднимаются самые злободневные вопросы. Решение этих вопросов играет принципиальное значение для аграрной отрасли нашей страны, а потому спикеры не стесняются открыто озвучивать свои точки зрения, пусть даже противоречащие общепринятому мейнстриму.
В этом году участники мероприятия обсуждали проблемы государственного регулирования рынка зерна, перспективы развития АПК в новых экономических условиях, прогнозы производства, динамики цен и конъюнктуры зернового рынка, использование новых технологий агропроизводства и другие актуальные темы.
Президент РЗС Аркадий Злочевский констатировал: за последние два года произошли жёсткая трансформация и структурная перестройка российской экономики. Это привело к разрыву цепочек поставок и сбыта, а также обеспечило сильный рост цен. Как результат – основы деятельности в аграрном секторе были подорваны. Конечно, государство предприняло определённые усилия по нивелированию негативных эффектов: ввело жёсткую монетарную политику, начало перестраивать бюджетную поддержку, попыталось снять ряд барьерных механизмов. Но насколько успешными были эти действия? «Де-факто произошло не ослабление, а дальнейшее закручивание гаек. Внутреннее напряжение растёт, и в 2023 году мы наблюдаем беспрецедентный рост издержек, который чиновники не в состоянии отрегулировать», – сетует Аркадий Злочевский.
Эксперт констатировал: в аграрном секторе уже начался технологический откат. Он ещё не сказывается на результатах работы отрасли, но перспективы следующих сезонов не радуют. По словам спикера, лакмусовой бумажкой этого процесса является сокращение инвестиций в основной капитал производства пшеницы, что неминуемо приведёт к снижению средней урожайности и валового сбора зерна.
Аркадий Злочевский оперирует цифрами: если в 2021 году инвестиции в основной капитал производства пшеницы составлял 7,6 млрд рублей, то по итогам прошлого снизились до 6,2 млрд рублей. Так что драйвером рекордного урожая 2022 года стал вовсе не рост финансовых вливаний, а почти идеальные погодные условия. «Но можем ли мы ожидать столь благоприятных условий и в дальнейшем? Вряд ли. Нужно рассчитывать на то, что погода продолжит вносить свои риски. И полученные показатели будут отражать реальное положение дел, связанное со снижением инвестиций в основной капитал пшеницы», – констатирует докладчик.
Что касается рентабельности, даже Росстат, который обычно сглаживает чересчур «острые» показатели, фиксирует очень резкое её снижение в сегменте зерновых: с 63,4% в 2021 году до 43,8% – в прошлом. Особенно пугающе выглядят данные по озимой пшенице: рентабельность здесь продемонстрировала головокружительное падение – с 61% до 33,5% соответственно.
Участники мероприятия обсуждали проблемы государственного регулирования рынка зерна, перспективы развития АПК в новых экономических условиях, прогнозы производства, динамики цен и конъюнктуры зернового рынка и другие вопросы.
«Корень зла» Аркадий Леонидович видит в экспортной пошлине на зерно, введённой в 2021 году. Именно она вынимает деньги из кармана крестьянина, утверждает президент РЗС. Более того, последствием введения пошлины стал рост мировых площадей, отведённых под пшеницу, и, соответственно, объёмов её производства.
Что касается ситуации внутри страны, то перекрёстное субсидирование является одной из тенденций нашего времени. Это значит, что зерновые ресурсы, которые потребляются внутри страны животноводами и мукомолами, достаются им существенно дешевле, чем конкурентам из других стран. «Низкие цены и есть субсидия, которую платят зерновики в карманы «смежников». И в дальнейшем перекрёстное субсидирование будет продолжаться: так государственная политика обустроила наш рынок», – констатирует Злочевский.
Импортозамещение семян – стратегический тренд
В контексте предыдущего доклада Салис Каракотов процитировал слова российского политика 90-х годов Виктора Черномырдина: «Мы не можем думать – даже не имеем права думать! – что когда-нибудь нам станет легче». Звучит как шутка… Однако именно чёрный юмор помогает сохранять здравый смысл даже в очень непростые периоды.
Но вернёмся к зерновому ранду. Нешуточные пертурбации переживают сегодня российская селекция и семеноводство – именно это направление аграрной науки и производства стало темой презентации Салиса Каракотова. «Вместо того чтобы инвестировать в развитие отечественной селекции, обеспечивая тем самым аграрную безопасность страны, российские земледельцы вынуждены финансировать селекцию иностранную. Ежегодно они отправляют колоссальные суммы в «карманы» западных производителей семян», – констатировал он. Цифры неприятно впечатляют: на приобретение семян подсолнечника наши аграрии тратят 55,4 млрд, кукурузы – 16,5 млрд, сои – 13 млрд, сахарной свёклы – 9,3 млрд рублей.
Впрочем, то, что наша страна находится в серьёзной зависимости от поставок семян сахарной свёклы, подсолнечника, кукурузы, рапса и сои, является хоть и прискорбным, но общеизвестным фактом. Удивительно другое: согласно данным правительства Российской Федерации, в текущем году самообеспечение нашей страны в семенах озимой пшеницы составило всего 92,5%. Это значит, что в данном сегменте мы зависимы от импортных поставок на 7,5%. Как образовалась эта зависимость, кто её создал – неизвестно! Ведь, как отметил Салис Добаевич, лучшие мировые пшеницы происходят из двух советских сортов: Безостая 1 и Мироновская 808. Более того, до сих пор отечественная селекция озимой пшеницы остаётся непревзойдённой.
В сложившихся условиях чрезвычайно важно вернуться к 95% показателю самообеспечения нашими семенами «озимки», как это было прежде. А также – увеличивать данный показатель в сегменте мягкой пшеницы: на сегодняшний день самообеспеченность отечественными семенами составляет 77,5%.
Совершенно другие масштабы работ запланированы в селекции других сельхозкультур. По-настоящему «депрессивными» в плане селекции и семеноводства являются картофель и сахарная свёкла. Уровень самообеспеченности по этим культурам составляет 9% и 2,5% соответственно. И самое удивительное то, что российское правительство не строит серьёзных планов по изменению ситуации. Согласно представленному плану, к 2027 году уровень самообеспеченности семенами должен достичь всего лишь 9% (сахарная свёкла) и 13% (картофель).
По другим сельхозкультурам планы ещё более амбициозные. К 2027 году самообеспеченность семенами подсолнечника, кукурузы и сои должна достичь 60%, рапса – 50%. Но возможно ли претворить эти планы в жизнь, основываясь на новом законе о локализации производства семян на территории Российской Федерации?
Из документа понятно, что локализация обязывает иностранные компании передавать селекционный материал российским научно-исследовательским институтам для формирования общей базы. Возникает вопрос: приведёт ли закон о локализации к достижению самодостаточности отрасли или станет причиной падения урожайности? Каракотов настроен пессимистично: «Если это произойдёт в действительности, то с согласия иностранных компаний мы будем производить далеко не самые лучшие иностранные сорта и гибриды, забыв о собственной селекции», – прогнозирует он.
В качестве альтернативы докладчик предлагает развивать именно российскую селекцию. Тем более что данный процесс был запущен 5-7 лет назад, полученные за это время промежуточные результаты вызывают чувство гордости. В рамках масштабных испытаний, проведённых в прошлом году на полях ООО «Дубовицкое» (Орловская область), отечественные гибриды выглядели весьма достойно даже в сравнении с иностранными продуктами. А три новейших гибрида селекции «СоюзСемСвёкла», которые пока не имеют названия, дали результаты, сопоставимые с хвалёными «иностранцами»: более 650 ц/га с сахаристостью 17,7-18%! О высокой конкурентоспособности гибридов «щёлковской» селекции говорит и тот факт, что ими интересуются зарубежные аграрии. В том числе совсем недавно компания наладила поставки семян сахарной свёклы в Египет.
«Лично мы, «Щёлково Агрохим», за пять лет потратили на проект по селекции сахарной свёклы 1,3 млрд рублей. И к 2027 году сможем обеспечить отрасль семенами не на 9%, как планирует правительство, а на 75% от всей потребности!» – заявил гендиректор компании.
Для реализации этой стратегически важной задачи есть вся необходимая инфраструктура, чего нельзя сказать, например, о подсолнечнике. Впрочем, Салис Каракотов заявил: к 2030 году компания готова реализовать проект по подсолнечнику – стоимостью как минимум 2 млрд рублей. Он включает в себя закладку 15 тыс. га участков гибридизации, создание 15-20 новых гибридов и строительство нового завода по подготовке семян мощностью 15 тыс. тонн вороха. «Чтобы к этому сроку закрыть 75% от всей потребности в семенах подсолнечника российской селекции, понадобится четыре таких проекта», – добавил он.
Очень хорошие перспективы имеются у российской селекции сои. По итогам прошлогодних испытаний в «Дубовицком», отечественные сорта селекции «Щёлково Агрохим», ФГБНУ «Федеральный научный центр «ВНИИМК им. В. С. Пустовойта», ФГБНУ «Омский аграрный центр» показали результаты не хуже, чем «детища» иностранной селекции. Их урожайность достигала 30 ц/га, а содержание протеина – 40%. «Вообще, селекция сортовых культур в нашей стране находится на высоком уровне. Проблема лишь в семеноводстве, и его мы должны подтягивать», – считает эксперт.
Салис Добаевич также перечислил меры, которые необходимо принять для дальнейшего развития отечественной селекции и семеноводства. Среди них – квотирование ввоза импортных семян и ограничение государственных сортоиспытаний импортных сортов и гибридов (в первую очередь колосовых культур). Также академик обратил внимание присутствующих на то, что постановление правительства, согласно которому должно субсидироваться до 70% затрат на приобретение семян, произведённых в рамках ФНТП, не работает до сих пор. Справедливости ради гендиректора «Щёлково Агрохим» отметил и положительные подвижки. В первую очередь – связанные с решением государства субсидировать строительство новых семенных заводов.
Головня – карликовая, проблемы – серьёзные
В селекционно-семеноводческой программе компании «Щёлково Агрохим» есть направление «озимая пшеница». Современная селекция плюс эффективные технологии позволяют получать потрясающие результаты. Однако имеющийся потенциал сортов пока ещё не реализован полностью.
Кроме того, у российских производителей пшеницы вдобавок к уже имеющимся появилась новая головная боль – как ни странно, связанная с карликовой головнёй. В прошлом году Россельхознадзор обнаружил этот карантинный патоген в десятках тысяч тонн российского зерна. Заражённую пшеницу – ни товарную, ни семенную – нельзя отправлять на экспорт и реализовывать внутри страны: она подлежит уничтожению. Другой вопрос: а есть ли карликовая головня на самом деле?.. Ведь на протяжении последних 50 лет эпифитотийных вспышек этой болезни на территории современной России зафиксировано не было. «Более того, наши аграрии ежегодно выращивают выдающиеся урожаи, чего не удалось бы добиться при эпифитотийном развитии карликовой головни», – пояснил Салис Добаевич.
А ещё он обратил внимание присутствующих на возникшие по карликовой головне противоречия. В 2019 году эту давно забытую болезнь внезапно внесли в список карантинных вредных организмов, ограниченно распространённых на территории ЕАЭС. Но тремя годами позже Европейско-средиземноморская организация по защите растений (ЕОКЗР), в которую входит и Россия, лишила возбудителя карликовой головни статуса карантинного объекта.
Кроме того, в декабре 2022 года заместитель руководителя Россельхознадзора Антон Кармазин сообщил о том, что «Российская Федерация является зоной, свободной от карликовой головни пшеницы». Такое заявление он сделал в ходе переговоров с представителем Министерства сельского и лесного хозяйства Турции Юнусом Байрамом.
Возможно, карликовую головню путают с твёрдой головнёй, которая карантинным объектом не является, предполагает академик. «Но в любом случае против всех видов головни российские земледельцы успешно борются с помощью триазольных фунгицидных протравителей», – добавил он. Так что вопрос, откуда «растут корни» у этой проблемы и к каким последствиям приведёт «тренд» на карликовую головню, остаётся открытым…
Зерновой раунд – 2023 обнажил болевые точки аграрного сектора, которые принято маскировать оптимистичными лозунгами. Но работа в сельском хозяйстве далека от строительства «воздушных замков». И участники мероприятия неоднократно заявляли о необходимости создавать условия для благоприятного развития аграрного сектора, а не его стагнации и последующей регрессии.
Яна Власова, Краснодарский край
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.