В Калининградской области увеличат паромные мощности
Сегодня самый западный российский регион связывают с основной частью России более 20 паромов и сухогрузов. Такое количество судов позволило переключить 40 процентов всего калининградского грузопотока на морские линии после введения санкций. Однако это окончательно не решило проблемы регионального бизнеса, нуждающегося в ролкерах и менее емких контейнеровозах.
Все дело - в особенностях логистики регионального бизнеса. В Калининградской области основным способом грузоперевозок всегда были автомобильные фуры. Отсюда просто колоссальный рынок автоперевозчиков, ориентированных не только на внутренние грузопотоки, но и на экспорт и импорт товаров из Европы, с которой регион непосредственно граничит.
После введения Литвой транзитного эмбарго логистику смогли весьма оперативно перестроить на море, а торговые потоки переориентировали, чтобы обойти санкционное давление. Вот только вытянуть привычные для Калининградской области объемы перевозок накатной техникой существующие паромные мощности не могут. Это напрямую отразилось на стоимости доставки и, соответственно, конечной цене на товары, ввозимые в эксклав.
- В последний раз металл резидентов Балтийского металлообрабатывающего кластера пролежал в порту у одного из экспедиторов больше месяца. Просто вместо генерального груза заказанный сухогруз заполнили контейнерами. Да и сотрудники порта не справляются с резко возросшими объемами перевалки. По этой причине свыше одной тысячи тонн металлопроката, который скопился у перевозчика, мы до сих пор получаем частями, - сообщил вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Олег Чернов. - Временным решением проблемы стала перевозка грузов в трюме. Однако цены резко поднялись сразу на 20 процентов. Для примера: в декабре прошлого года мы платили девять рублей за килограмм без НДС. В марте 2023-го стоимость составляла уже 11 рублей.
С 1 апреля стоимость грузоперевозок вновь выросла от 7,6 до 23,7 процента. Причем коснулось это не только трюмов, но также автопоездов, ролл-трейлеров и некоторых категорий спецтехники. Частично решить проблему помогают государственные субсидии на морские перевозки, специально установленные для Калининградской области, но схема их распределения остается сложной. Несмотря на то что один из экспедиторов калининградских металлургов стал участником программы поддержки, металл по-прежнему перевозят по старой и дорогостоящей схеме, заключил эксперт.
Для простых калининградцев нехватка паромов и ролкеров сказывается на ценах в магазинах региона. Стоимость отдельных категорий товаров уже подскочила более чем на 40 процентов. Речь идет, например, о стройматериалах, бытовой технике и электронике. Решить эту проблему, по мнению региональных властей, можно только за счет увеличения числа паромов, курсирующих между Калининградской и Ленинградской областями.
- Мы очень слабо контейнеризированы и крайне зависимы от перевозок накатной техники из-за особенностей ведения бизнеса в эксклаве. По этой причине региону нужны новые паромы. Сухогрузы - это хорошо, но они всегда требуют перетарки и дополнительных перегрузок, - подчеркнул губернатор Калининградской области Антон Алиханов. - Путь контейнеризации тоже надо проходить, но основной сегмент калининградской экономики составляет малый и средний бизнес. Далеко не все могут позволить себе заказать полностью заполненный 40-футовый контейнер. Помочь здесь могли бы небольшие контейнеры, однако для их заказа и поставки требуется время. Сейчас активно работаем с коллегами из рыбного порта над этой проблемой.
Механизм субсидирования также доработают. Сейчас федеральное правительство уже вносит соответствующие изменения в принятое постановление, которые упростят процедуру получения господдержки и сделают ее более прозрачной. Власти Калининградской области выразили надежду, что транспортная составляющая при этом не сильно отразится на уровне инфляции в регионе.
Для простых калининградцев нехватка паромов и ролкеров сказывается на ценах в магазинах региона
Главная загвоздка, которая тормозит строительство и поставку новых судов в российский эксклав, кроется в непонимании, что делать с таким объемом паромов после теоретического снятия антироссийских санкций и открытия торговых сухопутных границ. Ведь десятки судов могут оказаться невостребованными. Однако власти самого западного региона страны убеждены, что России сегодня крайне необходим сильный торговый флот. Ведь раньше весь объем экспорта вывозился из Калининградской области иностранными судами со всеми вытекающими негативными последствиями для бюджета.
Сейчас в Европе по-прежнему есть интересанты, готовые работать с эксклавом через морскую логистику. Кроме того, благодаря незамерзающему порту на Балтийском море Калининград до введения санкций был удобным хабом для перевозки грузов из Китая в страны Евросоюза и обратно. Этот потенциал нужно развивать, а новые суда позволят укрепить позиции торгового флота страны.
Прямая речь
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли России:
-Судостроение сегодня невозможно развивать без поддержки государства. Речь идет о различных субсидиях и лизинговых программах. Сейчас важно выходить на серийное производство. Наши судостроительные предприятия в Северо-Западном и Центральном федеральных округах готовы выпускать специализированные суда, включая контейнеровозы.