Путь в тысячу ли: как Калининградский янтарный комбинат развивается в России и заходит в Китай
Как растет калининградский янтарный комбинат Калининградский янтарный комбинат Ростеха – единственное в мире предприятие полного цикла, которое одновременно ведет промышленную добычу, реализацию и переработку уникального природного камня. В год он перерабатывает 13–14 тонн янтаря в год. По словам исполнительного директора госкорпорации «Ростех» Олега Евтушенко, калининградское предприятие показывает уникальные цифры. С 2013 года чистая прибыль выросла в четыре раза. Тогда добыча составляла 276 тонн, то в 2022-м – 500 тонн, а в этом 630 тонн. Объемы планируют наращивать. «Если говорить об инвестициях, то в 2022 году объем вложений составил 315 млн рублей. В 2023 году этот показатель вырастет до 986 млн рублей», – подчеркнул Евтушенко. Налоговые отчисления, заметил он, в 2023 году составят 1,5 млрд рубоей. В 2013 году комбинат отчислял в казну 177 млн. Также новая инвестпрограмма позволит закупить на производство новое оборудование, провести строительно-монтажные работы, реконструкцию и модернизацию. «В прошлом году мы ввели отечественный классификатор продукции, что помогает торговать на бирже. Раньше пользовались польским. Получается, провели импортозамещение», – рассказывает Евтушенко. Также в 2024 году на комбинате планируют вводить маркировку янтаря при помощи блокчейна. Это позволит еще активнее снижать объем нелегальной продукции на янтарном рынке. Евтушенко рассказал, что госкорпорация отремонтирует футбольный стадион в Калининграде, который назовут «Ростех Ареной». При этом третий комплект формы местного ФК «Балтика» будет янтарного цвета. Подробнее об этом советуем почитать в нашем материале. Калининградский янтарь едет в Китай На форуме в Калининградской области местный янтарный комбинат подписал соглашение о намерениях к сотрудничеству с китайской компанией POLY GEMSTONE CULTURE INDUSTRY DEVELOPMENT CO. LTD. Предприятия будут сотрудничать в сфере высокотехнологичной обработки «солнечного камня». Также партнеры из КНР намерены продавать калининградскую продукцию из янтаря в Поднебесной. Речь идет о браслетах, бусах и прочих ювелирных изделиях. «Коллеги оценили качество ювелирного производства на нашем комбинате. По их словам, они удивились чистоте цехов, уровню оборудования, а также отметили ряд технологий, которым готовы учиться китайские ювелиры», – рассказал генеральный директор Калининградского янтарного комбината Ростеха Михаил Зацепин. Он отметил, что сначала продукцию будут поставлять в Шанхай. Она может продаваться и на онлайн-площадках. Китайские партнеры также предложили открыть мультибрендовый магазин под маркой калининградского комбината, обсуждается возможность организации в КНР Янтарной комнаты. Это будет музейное пространство с торговым залом, где будут представлены изделия высокого художественного уровня от российских и китайских художников. «Здесь мы видим дополнительные возможности для сотрудничества в области обмена технологиями, создания новых рабочих мест и обучения персонала», – поделилась своими впечатлениями генеральный директор POLY GEMSTONE CULTURE INDUSTRY DEVELOPMENT CO. LTD Мьяо Руй. Михаил Зацепин же отметил, что китайские партнеры в дни форума буквально опустошили прилавки с янтарными изделиями в Калининграде, Светлогорске, Зеленоградске. Планы на развитие экспорта Михаил Зацепин рассказал, что калининградский комбинат ищет и другие международные рынки сбыта. По его словам, есть надежда на развитие торговых и технологических отношений с партнерами из Японии – с ними предприятие в прошлом успешно наладило сотрудничество. «В Японии живут смелые люди с твердым стержнем, которые не будут смотреть за океан и слушать, что им делать. Думаю, они выработают свою позицию и мы совместно решим все вопросы», – отметил Зацепин. По его словам, перед калининградским янтарным производством была поставлена задача по созданию собственного международного ювелирного бренда. Поэтому отечественному производству придется выдерживать конкуренцию с иностранными крупными игроками – в том числе и в Китае, где действуют жесткие пошлины для заграничных экспортеров. «Для всех действуют одинаковые налоговые условия. Поэтому наш калининградский бренд должен занять достойную позицию на международном рынке», – сказал Михаил Зацепин. Выход на иностранные рынки, по его словам, заставляет модернизировать комбинат в самое ближайшее время. Олег Евтушенко же замечает, что темпы развития международного сотрудничества предприятия говорят о том, что прибыль от экспорта янтарной продукции будет хорошей. Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова