Войти в почту

Единый реестр такси выдавит с рынка «серых» перевозчиков

Не позже 1 декабря 2023 года в России заработает единый реестр такси, где будут указываться номера и марки автомобилей, личные данные самих таксистов, сведения о их правах и регистрации транспортного средства и другая информация. Минтранс опубликовал на портале проектов нормативных актов Положение о федеральной государственной информационной системе (ФГИС) легковых такси, которое оформлено как проект постановления кабмина. «Парламентская газета» опросила участников рынка и выяснила, что с введением реестра изменится в лучшую сторону для водителей и пассажиров.

Единый реестр такси выдавит с рынка «серых» перевозчиков
© Парламентская газета

Часть больших перемен

В соответствии с текстом документа в России на региональном уровне к 1 сентября должно появиться три реестра: перевозчиков, автомобилей такси и служб заказа. Собранные в них данные затем будут автоматически передаваться в единую государственную информационную систему. Собирать планируют сведения по десяти позициям от фамилии, имени, отчества конкретного таксиста до его фотографии и копий договоров, подтверждающих право владения автомобилем.

«Система будет обеспечивать сбор, обработку, систематизацию, хранение сведений из региональных реестров перевозчиков легковым такси, региональных реестров легковых такси и региональных реестров служб заказа легковых такси и предоставление уполномоченным органам возможности ведения данных реестров и доступа к сведениям, содержащимся в системе, а также выполнение иных функций в соответствии законом о такси», — отмечается в документе.

Впервые о реестре заговорили еще в 2022 году, когда появился Федеральный закон «Об организации перевозки пассажиров и багажа легковым такси». Он четко разграничил полномочия и права участников рынка — агрегаторов, самих таксистов, пассажиров, уполномоченных органов и других и упростил некоторые бюрократические процедуры (в частности, до работы в такси допустили самозанятых) и, кроме того, ввел понятие единых реестров для упрощения контроля за работниками сферы.

«Принятие законопроекта в том числе будет способствовать снижению количества ДТП с участием такси, а также снижению числа погибших и пострадавших в них граждан», — пояснял необходимость перемен сам Минтранс в 2020 году, когда закон еще только разрабатывался.

Агрегаторы раздуют цены?

Сами таксисты к инициативе Минтранса относятся в целом нейтрально. Так, по словам заместителя председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрея Попкова, это нужно в первую очередь государству.

«Чтобы оно четко знало и всегда видело, кто работает «в белую», а кто нет, и могло контролировать налоговые поступления, — отметил Попков в разговоре с «Парламентской газетой».

Впрочем, уточнил эксперт, нельзя сбрасывать со счетов вероятность того, что реестром воспользуются агрегаторы в своих интересах, например, для того, чтобы обосновать его появлением возросшие операционные расходы и еще немного увеличить комиссию для водителей. Однако это, конечно, пока что просто опасения, тем более что в самом законе ни о какой плате за подключение к реестру ни для агрегаторов, ни для самих таксистов речи не идет.

Черный рынок истребить не удастся

А вот по мнению председателя московского профсоюза таксистов «Добро» Николая Кодолова, реестр как минимум позволит сократить количество таксистов-нелегалов, которые нигде не зарегистрированы, нигде не числятся и работают по соглашению (зачастую устному) с диспетчерскими. Особенно это актуально для маленьких городов, где присутствие агрегатора не так развито, как в столицах. Причем диспетчерские тоже ни за что не отвечают — они лишь «предоставляют информационные услуги», так что и о качестве, и о безопасности поездки можно просто забыть.

«Конечно, совсем «серый» рынок никуда не уйдет, — констатировал Николай Кодолов. — Но введение подобного реестра позволит существенно снизить его объемы. Следовательно, во-первых, повысится качество обслуживания пассажиров, а во-вторых, в какой-то степени снизится конкуренция со стороны нелегалов для нормальных таксистов».

Схожего мнения придерживается и заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин.

«Во-первых, в реестр смогут попасть только те автомобили, которые находятся в надлежащем техническом состоянии и регулярно проходят техосмотр, — уточнил парламентарий для «Парламентской газеты». — Соответственно, пассажир сможет быть уверенным в том, что в поездке его жизнь и здоровье не будут подвергаться никакой опасности».

Еще один важный момент, по словам Марданшина, — с появлением реестра для таксистов станет невозможна работа по совместительству. Мы уже писали о том, что в стремлении заработать побольше некоторые водители подключаются сразу к нескольким агрегаторам, а потом, отработав максимальную смену в одном, переходят на другой и продолжают поездки. Соответственно, ни о каком рабочем режиме в такой ситуации и речи идти не может.

«Здесь же будет четкое правило: одна машина — один таксопарк или агрегатор. Соответственно, водители будут меньше уставать, а на дорогах снизится аварийность», — заключил замглавы комитета.

По словам Николая Кодолова, серьезный подводный камень во всей этой истории, по сути, один. Подобный реестр для России — новшество, поэтому в один момент и по щелчку пальцев он не заработает точно.

«Никто пока до конца не понимает, как он вообще будет функционировать, на каких условиях, — уточнил эксперт. — Поэтому нужно будет приложить усилия, причем совместные и со стороны таксистов в том числе, — выступать с инициативами, доносить их до вышестоящих органов. Только в таком случае нам удастся сделать так, чтобы эта система приносила реальную пользу».