Войти в почту

Рестораторы и налоговая не могут никак договориться

Глава ФНС Даниил Егоров напомнил кафе и ресторанам, что необходимо честно раскрывать свою выручку: за теми компаниями, которые скрывают доход в общепите, ведомство может усилить контроль. В налоговой напомнили об эксперименте по «обелению» ресторанного бизнеса. В частности, в прошлом году предприятия общепита с выручкой меньше 2 млрд рублей освободили от уплаты НДС. Такой «микроналоговый маневр», к слову, принес в бюджет дополнительные 2,5 млрд рублей налогов. На добро надо платить добром, намекнул между строк глава ФНС и призвал компании выходить из тени.

Рестораторы и налоговая не могут никак договориться
© BFM.RU

Но это позиция налоговой. Позицию рестораторов Business FM приводила ранее, когда описывала громкое дело о «разломе эквайринга». По этой схеме рестораторы экономили на налогах, используя «серый» терминал-посредник, когда клиент платил безналом. А картами в кафе и ресторанах расплачиваются девять человек из десяти — общепит лидер в этом отношении. Вот только кафе и ресторанам, как мало кому другому, нужна именно наличка — для повседневных расчетов, закупок на рынках и так далее. Эквайринг им не по душе, поэтому одна «серая» схема на рынке сменяет другую.

Но здесь больше нюансов, чем кажется, отмечает ресторатор, совладелец и управляющий барного объединения «Профсоюз» Дмитрий Левицкий:

Дмитрий Левицкий ресторатор, совладелец и управляющий барного объединения «Профсоюз» «Ничего страшного, все постепенно переходит на безналичную оплату. На рынках уже многие торгуют — они уже ИП, они уже не просто в «черную кассу» складывают деньги. Процесс «обеления» ресторанов подразумевает переход большинства оплат в безналичность. Не все сети и не все компании, которые развиваются и со стороны выглядят большими компаниями, на самом деле таковыми являются. Разные совладельцы, разные партнеры у рестораторов в разных проектах. Иногда то, что видится налоговой как единый бизнес, — тот, что разделенный и который надо бы объединить, объединить просто физически невозможно. Это не какое-то специальное дробление во имя ухода от налогов. Это действительно разные рестораны, принадлежащие разным людям, просто работающие под одним брендом. Какие-то большие сетевые структуры используют поблажку для уплаты НДС, которую дала власть. Но не все могут так сделать чисто физически по структуре собственности».

С одной стороны, Федеральная налоговая служба трудности признает. Как говорит Даниил Егоров, основная проблема «обеления» ресторанного бизнеса — это НДФЛ и страховые взносы. Они, по словам Егорова, «очень серьезной нагрузкой ложатся на предприятия, где доля затрат на труд больше, чем у среднестатистической компании, добывающей компании или какой-то еще». С другой стороны, отмечает глава ФНС, бизнес крайне неохотно растет, то есть переходит из малого в средний, из среднего — в крупный. «Больше 70% компаний в стране — малый бизнес. Идет резкое снижение компаний от 10 млн рублей выручки в год. Мы сидим на микробизнесе», — сказал Егоров. Из малого бизнеса в основную систему налогообложения, по его словам, попадают чуть более тысячи компаний в год. Это даже несерьезно, заключает Егоров.

Таким образом, налоговая намекает на нарушение баланса. Слишком много льгот было придумано для малого и среднего бизнеса, возможно, перегнули с облегченными ставками. Бизнесу просто невыгодно расти и лишаться своего льготного пакета по налогам. Как договориться общепиту и налоговой и выправить баланс? Мнение управляющего партнера и шеф-повара ресторана «Торро гриль» Кирилла Мартыненко:

Кирилл Мартыненко управляющий партнер и шеф-повар ресторана «Торро гриль» «Я думаю, что в каждой сфере, в каждой отрасли есть нечистоплотные бизнесмены, которые не платят налоги. Это не вопрос того, что только рестораторы такие плохие и они уходят в «серые» схемы. Ресторанная индустрия всегда находится на виду, но, я думаю, должны быть индивидуальные консультации между ФНС и индустрией, ее представителями. Сейчас получается такая ситуация, что никому развиваться не выгодно, потому что как только ты прыгнешь выше этой планки, сразу попадаешь в достаточно большое налогообложение. В качестве примера — развитие крупных сетей. Мы же не говорим, что ресторатор открывает 500 разных ресторанов. Это в первую очередь касается укрупнения бизнеса, а также сетевых проектов, которые развиваются и по франшизе, и в больших городах. Поэтому я думаю, что это вопрос действительно каких-то консультаций и договоренностей с ФНС».

Порог баланса предприятий, которым доступна упрощенная система налогообложения, можно увеличить — со 150 млн рублей до 250 млн рублей. Другими словами, при превышении этого лимита заведение потеряет льготные права и перейдет на обычные налоги. С предложением в адрес Минфина «проиндексировать» порог по балансовым средствам для предприятий, использующих УСН, ранее выступила «Опора России». Налоговая, учитывая свежие заявления главы ФНС, теперь вряд ли выступит «за». Так, число компаний, использующих льготы, вырастет еще больше, а баланс уже и так, по мнению налоговой, серьезно нарушен.