Войти в почту

На Лене объявлен сезон навигации

Через Лену отправились первые паромы. Каждый год начало навигации становится в Якутии большим событием: с середины апреля до конца мая многие населенные пункты оказываются отрезанными от "большой земли", не получая привычных объемов грузов.

На Лене объявлен сезон навигации
© Российская Газета

Разорительная весна

Лена делит республику на две почти равные части. Летом выручают паромы, зимой - ледовая переправа: от холода в Якутии есть и польза, он наводит бесплатные "мосты" через реки. Но в межсезонье перевозки становятся проблемой. Больше всего в этот непростой период страдает Якутск, где проживает почти половина населения республики.

Даже если рядовому горожанину незачем ехать на противоположный берег, он все равно почувствует неудобства за счет подорожания фактически всех пользующихся спросом товаров. Резко оскудеет ассортимент овощей и фруктов, которых так не хватает северянам на фоне весеннего авитаминоза.

Ну а если кому-то с другого берега нужно приехать в Якутск, например, на лечение, ему придется изрядно потратиться. Чем ближе ледоход - тем выше цены.

В прошлом году, чтобы перебраться через реку на судне на воздушной подушке, в самый пиковый период нужно было выложить семь тысяч рублей. В одну сторону. За 15 минут путешествия. И люди, которым остро было необходимо переехать через реку, дрались за места, невзирая на цены.

Этой весной по маршруту "Нижний Бестях - Якутск" ходили 30 судов "Хивус-10" и восемь аэроботов "Тайфун". Сейчас тщательно следят за соблюдениями правил безопасности, и перевозить граждан можно только при малой загрузке судов до пяти-шести пассажиров.

Цены в начале сезона стартовали от 1500 рублей и к ледоходу достигли 2500. Вполне разумные по сравнению с теми, что были в прошлом году.

В период густого ледохода большей части предпринимателей запретили организовывать перевозки по реке. Тогда из Якутска в Нижний Бестях летали вертолеты Ми-8 одной из местных компаний. В самое горячее время они выполняли по два рейса в день туда и обратно. Десять минут перелета через Лену на вертолете обходились в 4000 рублей. Цена не то что бы неадекватная, но и не вполне божеская с точки зрения рядового пассажира.

К тому же дополнительно надо было платить за багаж по тарифу 55 рублей за килограмм. Так, конечно, с гостинцами к родственникам не наездишься.

Все готово

Еще 12 мая в Ленском объединенном речном пароходстве была объявлена готовность №1. В торжественной обстановке коллектив поднял вымпел навигации 2023 года.

- В Усть-Куте (Иркутская область) загружена первая баржа, которая должна доставить товары. Готов к приему нефтеналивного груза танкер "Петр Бекетов". Решены все проблемы для своевременной сдачи флота. Все, что касается выхода судов в рейсы, - на первом месте, - сказал тогда руководитель предприятия Сергей Ларионов.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

В базовых портах пароходства к сезону подготовлены объекты инфраструктуры: причальные гидротехнические сооружения, рейды, перегрузочное оборудование, система управления движения судов.

Надо признать, пересечение Лены становится более безопасным и удобным. Еще лет пять назад на переправе Якутск - Нижний Бестях часто царили столпотворение и хаос. Сейчас там установлены накопитель для автомобилей, шлагбаумы и светофоры, работает видеонаблюдение. Полосы движения автотранспорта разграничены бетонными полусферами, есть цифровые табло на шести полосах въезда. Достижение нынешнего года - появление первого благоустроенного туалета.

Перевозки в нынешнюю навигацию будут осуществлять 15 судов четырех компаний.

В прошлом году, чтобы перебраться через Лену на судне на воздушной подушке в межсезонье, нужно было выложить семь тысяч рублей. За 15 минут пути

При поддержке министерства связи и информационных технологий Республики Саха разработано новое мобильное приложение "Паромы Якутии". В нем доступна информация о всех паромных переправах, расписании рейсов и стоимости перевозок. Здесь же можно будет и заплатить за дорогу.

К 20 июня в тестовом режиме заработают терминалы по оплате проезда на причалах. Аппараты установят на обоих берегах реки, у накопителей.

Кроме этого, в Нижнем Бестяхе обустроили причал для грузовых машин и опасных грузов. Он сможет вместить 30 единиц транспорта. Строится пункт ожидания пассажиров.

Администрация Мегино-Кангаласского улуса завершает реконструкцию подъездных трасс на территории причала, из дорожного фонда республики на это выделили 61,2 миллиона рублей.

- Достигнута также договоренность с компаниями-перевозчиками об обустройстве выделенных полос для проезда без очереди лицензированных перевозчиков такси, - сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Когда будет мост?

Якутии очень нужен мост через Лену. Он станет транспортной связкой для значительной части территории республики, обеспечив круглогодичной доступностью 83 процента ее жителей.

Ленский мост вошел в план пятилетнего дорожного строительства страны, утвержденный правительством России. Распоряжение было подписано главой кабмина Михаилом Мишустиным. Проект также есть в Национальной программе развития Дальнего Востока. Он включен в мастер-план городской агломерации Якутска как важнейший транспортный узел, который соединит три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.

Тему строительства моста затронул недавно во время визита в Якутию помощник президента России Максим Орешкин. Он сообщил, что часть федеральных средств на возведение важнейшего для региона инфраструктурного проекта уже заложена.

Скорее всего, мост у якутян появится. Вопрос заключается только в сроках начала строительства. Хочется верить, что уже через пять лет суда на воздушной подушке, аэроботы и паромы, задействованные в перевозках через Лену, останутся только воспоминанием.