Войти в почту

о большой нефтяной игре

«Что касается иных рынков, то они находятся в процессе жёсткого переформатирования, уже, кажется, неподконтрольного со стороны прежнего экономического и финансового гегемона. И в текущих условиях возможно, безусловно, всякое, но неизбежно только одно: тот самый «туман войны» в информационном пространстве, когда без критического подхода и владения навыком критического анализа некоторые по крайней мере издания просто не стоит читать».

Как извещает своих читателей американское агентство Bloomberg, отгрузка российской сырой нефти на международные рынки, несмотря на введённые западными странами «ужасные санкции», практически не сократилась, а за последние четыре недели так и вовсе выросла до максимальных значений. Вроде бы стоит только порадоваться за отрасль, которая в нынешних не самых простых условиях умудряется выдавать весьма недурственный результат, но не всё так просто.

Теперь внимание. Почему этой весьма вроде бы лестной для нас информации не стоит особенно доверять?

Ну во-первых, здесь почему-то не замерялись наши нефтяные поставки в Европу, которые мы объективно потеряли.

А во-вторых, делается данный, простите, вброс отнюдь не для того, чтобы потешить наше с вами самолюбие, это вообще не для нас. Это по идее довольно банально должно лечь на стол определённым арабским кругам: смотрите, мол, русские не выполняют свои обещания по сокращению добычи.

Такая вот задача стояла перед Bloomberg, а в бизнесе, в том числе информационном, всё зависит исключительно от задач. Небольшая цитата: «Несколько партнёров России по ОПЕК+ также решили сократить добычу с этого месяца, чтобы стабилизировать нефтяные рынки. Возможно, Москве придётся приложить немало усилий, чтобы убедить их в том, что она действительно сократила добычу».

Что называется, кгхм.

Такая вот незамысловатая провокация, должная, с точки зрения Bloomberg, если не расколоть единство ОПЕК+ по вопросам сокращения добычи (такие вбросы очень наивны, хотя мы действительно официально закрыли информацию по нашей нефтянке, наши партнёры по ОПЕК+ наверняка имеют доступ к источникам куда более достоверным, нежели пробросы Bloomberg, который в этом отношении, извините, что называется, «девушка с репутацией»), то хотя бы напустить в информационное поле того, что в условиях реальных боевых действий принято называть «туманом войны». Ну а что тут такого? Можно подумать, у нас в экономике не «война»: какой под рукой инструментарий есть, ровно таким и пользуются. Других-то всё равно нет.

Собственно, в этом и есть едва ли не главная проблема подобного рода аналитики, вынужденной пользоваться мутными расчётами подобных организаций: если не так давно они имели полную картину происходящего на рынках благодаря долларовым транзакциям, позволявшим отслеживать любое движение средств (и, соответственно, товаров) вплоть до последнего цента, то с пусть пока ещё частичным переходом к торговле в национальных валютах эта часть сделок стала «невидимой».

Нет, конечно, кому надо, тому и видимой.

А те, кому не надо, утратили не только финансовые потоки: что гораздо страшнее для любого топ-менеджера западного образца — они банально утратили контроль над весьма значимым куском рынка. Причём вплоть до того, что иногда просто не представляют, что там именно происходит: тут вспоминается, как исходило ядом другое американское агентство, куда более, скажем так, консервативное, — Reuters, когда только из сливов индийской таможни узнало о схеме торговли русской нефтью в Индию через эмиратский дирхам.

Причём, насколько мы понимаем, несмотря на то что один из российских банков, осуществлявших эту торговлю, был лишён в ОАЭ лицензии, какой там на самом деле был объём и ограничивалось ли всё примитивной двухходовочкой, не знает примерно никто.

Ещё один, совсем недавний пример. Не далее как вчера из интервью всё тому же Bloomberg министра энергетики Пакистана Хуррама Дастгир Хана стало известно, что Пакистан планирует заключить с Россией долговременное соглашение о закупке нефти именно за юани. «Мы надеемся, что если это станет долгосрочным соглашением (пока пакистанцы подтвердили заказ только на одну партию российской нефти, которую оплатили в долларах США. — Д. Л.), то оплата будет в рупиях и китайской валюте.

Возможно, нам придётся увеличить размер валютного свопа, чтобы мы могли воспользоваться другими возможностями, которые могут появиться», — заявил господин Хан. И если это произойдёт в реальности (а данное решение вполне логично, если учитывать состояние как китайско-пакистанских, так и российско-китайских отношений), можно сказать, что западные топ-менеджеры утрачивают контроль и над этим региональным рынком: по крайней мере, Исламабад официально рассчитывает, что импорт из России позволит в будущем удовлетворить до 35% его потребности в сырой нефти.

Словом, ситуация действительно, как бы это помягче сформулировать, далеко не мирного времени. Просто чтобы было понятно: за «утрату контроля» топ-менеджеров на Западе принято решительно изгонять.

И ещё немного о последствиях происходящего.

Даже частичная утрата контроля за механизмами ценообразования уже по факту привела к тому, что европейские НПЗ, ситуация на которых по понятным причинам отказа от традиционной российской сырой нефти сейчас наиболее показательна, вынуждены доплачивать за нефть с Ближнего Востока после одностороннего повышения отпускных цен Ираком и Саудовской Аравией, произведённого, заметим, без особой оглядки на ещё недавно всемогущие «биржевые индикаторы». Ирак установил на июнь цену на нефть Basrah Medium на самом высоком более чем за год уровне. Повысила цены на нефть для Европы и Саудовская Аравия. А вот цены для стран ЮВА остались прежними.

И это человеку понимающему многое говорит.

Что при этом самое любопытное.

Уже очевидно, что спрос на нефть в Западном полушарии имеет тренд на сокращение из-за охлаждения западной экономики, из-за быстрого роста процентных ставок ФРС и уменьшения объёма кредитов для предприятий и домашних хозяйств. Что касается иных рынков, то они находятся в процессе жёсткого переформатирования, уже, кажется, неподконтрольного со стороны прежнего экономического и финансового гегемона. И в текущих условиях возможно, безусловно, всякое, но неизбежно только одно: тот самый «туман войны» в информационном пространстве, когда без критического подхода и владения навыком критического анализа некоторые по крайней мере издания просто не стоит читать.

Даже когда они просто открывают рот — эти птички бесплатно, извините, не чирикают.

А за любой «информационной подачей» стоит строго определённая и вполне себе согласованная цель.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.